План.
- Понятие рентабельности, виды показателей рентабельности.
- Методика факторного анализа предприятия.
Понятие рентабельности, виды показателей рентабельности.
Рентабельность – относительный показатель, характеризующий отношение прибыли к объекту анализа. Показатели рентабельности могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Пр) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежного потока (ЧДП),включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода; к сумме затрат по реализованной продукции (3):.
Rз= П: З
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В).
Rоб= П: В
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с каждой гривны продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (К) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
Rк= П: К
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятия конкурентами.






