Дети со страхом самовыражения

Внешне эти дети могут казаться старше своих сверстни­ков. На самом деле они и внутренне взрослее, что является следствием достаточно глубокой психологической травмы, переживаемой самостоятельно в своем внутреннем мире без


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся



помощи взрослых. Такое состояние часто отделяет их от свер­стников, затрудняет вступление в близкие отношения. По­этому даже если дети легко общаются с ровесниками, они не допускают глубоких контактов. Часто они оказываются в изо­ляции, тогда педагогу необходимо включать их в общение с одноклассниками, например, давать совместное задание в паре и т.п.

Поскольку ребенок оберегает свой внутренний мир от втор­жения, входить в контакт с ним нужно очень осторожно, не нарушая безопасной дистанции. Некоторым требуется доволь­но долгое время, чтобы научиться доверять взрослому. Но если отношения доверия установлены, они сохраняются на­долго.

Хорошо, если ребенок получит возможность более или менее открытого выражения своих чувств через различные символические средства: рисование, рассказывание историй.

Нужно иметь в виду, что у таких детей могут наблюдаться трудности концентрации внимания на уроке (возможно, пе­дагогу потребуются дополнительные усилия по его удержа­нию), но многим из них это абсолютно не мешает.

Поскольку, как уже говорилось, дети не проявляют вовне свои переживания, родители часто не представляют их силу и значимость для ребенка. Особенно если в это время они по­гружены в свои собственные чувства, сопровождающие кон­фликты или распад семьи. Было бы полезным сообщить до­машним о той эмоциональной нагрузке, которую несет ребе­нок, и предложить поговорить с ним о том, что его беспоко­ит, волнует.

К подростковому возрасту дети со страхом самовыраже­ния вырабатывают удобные модели поведения, позволяющие им внешне мало отличаться от окружающих, но сохранять эмоциональную дистанцию с ними. Только при вниматель­ном рассмотрении можно заметить отсутствие спонтанности в поведении, скованность, напряженность, которые являют-


ся следствием постоянного контроля над собой. Подавлен­ные чувства подросток проявляет либо через эмоциональные вспышки — агрессию или слезы, либо через склонность к психосоматическим заболеваниям, особенно в эмоциональ­но значимых ситуациях. Педагогу трудно что-либо сделать для подростка со страхом самовыражения, кроме понимания и принятия его таким, какой он есть. Можно предложить ученику проявить себя косвенно: в тех формах, которые ему близки, например, хорошо поющему — участвовать в кон­цертах, любящему писать стихи — публиковаться в школь­ной газете.

Дети с компенсаторной агрессивностью

Важно понимать, что такие дети очень остро воспринима­ют ситуации социального сравнения, иногда реагируя на них острыми эмоциональными вспышками, несоизмеримыми с силой раздражителя. Например, подросток, не войдя в десят­ку лучших спортсменов школы, стал стучать ногами по шка­фу с криками: «Чтоб он (учитель физкультуры) попал под машину!» Конечно, такие поступки нельзя оставлять без ад­министративного воздействия, но при этом следует понимать, что ни о каких реальных действиях в отношении учителя маль­чик и не думал. Поэтому речь должна идти не о моральном развитии ребенка, а о формировании уверенности в себе, с одной стороны, и самоконтроля — с другой. И этот аспект нужно положить в основу работы с родителями. Необходимо предлагать им искать методы воздействия на ребенка, спо­собствующие формированию этих качеств.

Самоконтроль обычно снижается в ситуациях усталости или перевозбуждения. Поэтому в случае наличия для этого объективных предпосылок (конец четверти, эмоционально насыщенная подготовка к какому-то мероприятию и т.п.)


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся



взрослым необходимо держать таких учащихся в сфере свое­го внимания, чтобы не допустить травматизации окружаю­щих. Имеется в виду, что даже небольшой раздражитель с их стороны может привести к агрессивной вспышке, в которой подросток будет плохо контролировать себя.

Ученики с компенсаторной агрессивностью с удовольстви­ем принимают на уроках позицию негативного лидера — вы­крикивают, перебивают учителя, комментируют ответы дру­гих, обесценивая их. Следует, насколько возможно, способ­ствовать изменению знака лидерства с негативного на пози­тивный, подчеркивать классу учебные успехи таких детей, иногда искусственно создавать ситуации успешности. Важно интересоваться мнением ученика по тому или иному вопросу (особенно на уроках по устным предметам), показывать ему, что оно для педагога интересно и важно. В случае учебных неудач демонстрировать свою веру в будущий успех ученика.

Для таких ребят очень полезно наличие неформального контакта с педагогами, оно повышает у них собственную зна­чимость. Поэтому на переменах нужно искать пути налажи­вания такого контакта, беседуя с подростками о музыке, спорте или о чем-то другом, для него интересном.

Если учебные успехи даются ребенку с трудом, нужно обя­зательно найти какое-то другое «поле», где ребенок мог бы проявить себя, — шахматная секция, художественная само­деятельность, футбол или что-то еще, дающее подростку воз­можность не только достигнуть успеха, но и продемонстри­ровать его публично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: