Внешне эти дети могут казаться старше своих сверстников. На самом деле они и внутренне взрослее, что является следствием достаточно глубокой психологической травмы, переживаемой самостоятельно в своем внутреннем мире без
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
помощи взрослых. Такое состояние часто отделяет их от сверстников, затрудняет вступление в близкие отношения. Поэтому даже если дети легко общаются с ровесниками, они не допускают глубоких контактов. Часто они оказываются в изоляции, тогда педагогу необходимо включать их в общение с одноклассниками, например, давать совместное задание в паре и т.п.
Поскольку ребенок оберегает свой внутренний мир от вторжения, входить в контакт с ним нужно очень осторожно, не нарушая безопасной дистанции. Некоторым требуется довольно долгое время, чтобы научиться доверять взрослому. Но если отношения доверия установлены, они сохраняются надолго.
|
|
Хорошо, если ребенок получит возможность более или менее открытого выражения своих чувств через различные символические средства: рисование, рассказывание историй.
Нужно иметь в виду, что у таких детей могут наблюдаться трудности концентрации внимания на уроке (возможно, педагогу потребуются дополнительные усилия по его удержанию), но многим из них это абсолютно не мешает.
Поскольку, как уже говорилось, дети не проявляют вовне свои переживания, родители часто не представляют их силу и значимость для ребенка. Особенно если в это время они погружены в свои собственные чувства, сопровождающие конфликты или распад семьи. Было бы полезным сообщить домашним о той эмоциональной нагрузке, которую несет ребенок, и предложить поговорить с ним о том, что его беспокоит, волнует.
К подростковому возрасту дети со страхом самовыражения вырабатывают удобные модели поведения, позволяющие им внешне мало отличаться от окружающих, но сохранять эмоциональную дистанцию с ними. Только при внимательном рассмотрении можно заметить отсутствие спонтанности в поведении, скованность, напряженность, которые являют-
ся следствием постоянного контроля над собой. Подавленные чувства подросток проявляет либо через эмоциональные вспышки — агрессию или слезы, либо через склонность к психосоматическим заболеваниям, особенно в эмоционально значимых ситуациях. Педагогу трудно что-либо сделать для подростка со страхом самовыражения, кроме понимания и принятия его таким, какой он есть. Можно предложить ученику проявить себя косвенно: в тех формах, которые ему близки, например, хорошо поющему — участвовать в концертах, любящему писать стихи — публиковаться в школьной газете.
|
|
Дети с компенсаторной агрессивностью
Важно понимать, что такие дети очень остро воспринимают ситуации социального сравнения, иногда реагируя на них острыми эмоциональными вспышками, несоизмеримыми с силой раздражителя. Например, подросток, не войдя в десятку лучших спортсменов школы, стал стучать ногами по шкафу с криками: «Чтоб он (учитель физкультуры) попал под машину!» Конечно, такие поступки нельзя оставлять без административного воздействия, но при этом следует понимать, что ни о каких реальных действиях в отношении учителя мальчик и не думал. Поэтому речь должна идти не о моральном развитии ребенка, а о формировании уверенности в себе, с одной стороны, и самоконтроля — с другой. И этот аспект нужно положить в основу работы с родителями. Необходимо предлагать им искать методы воздействия на ребенка, способствующие формированию этих качеств.
Самоконтроль обычно снижается в ситуациях усталости или перевозбуждения. Поэтому в случае наличия для этого объективных предпосылок (конец четверти, эмоционально насыщенная подготовка к какому-то мероприятию и т.п.)
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
взрослым необходимо держать таких учащихся в сфере своего внимания, чтобы не допустить травматизации окружающих. Имеется в виду, что даже небольшой раздражитель с их стороны может привести к агрессивной вспышке, в которой подросток будет плохо контролировать себя.
Ученики с компенсаторной агрессивностью с удовольствием принимают на уроках позицию негативного лидера — выкрикивают, перебивают учителя, комментируют ответы других, обесценивая их. Следует, насколько возможно, способствовать изменению знака лидерства с негативного на позитивный, подчеркивать классу учебные успехи таких детей, иногда искусственно создавать ситуации успешности. Важно интересоваться мнением ученика по тому или иному вопросу (особенно на уроках по устным предметам), показывать ему, что оно для педагога интересно и важно. В случае учебных неудач демонстрировать свою веру в будущий успех ученика.
Для таких ребят очень полезно наличие неформального контакта с педагогами, оно повышает у них собственную значимость. Поэтому на переменах нужно искать пути налаживания такого контакта, беседуя с подростками о музыке, спорте или о чем-то другом, для него интересном.
Если учебные успехи даются ребенку с трудом, нужно обязательно найти какое-то другое «поле», где ребенок мог бы проявить себя, — шахматная секция, художественная самодеятельность, футбол или что-то еще, дающее подростку возможность не только достигнуть успеха, но и продемонстрировать его публично.