3.1. Общая характеристика групповых методов работы с педагогами
Ранее нами были выделены основные задачи работы психолога с педагогами:
— содействовать сохранению психологического здоро
вья педагогов;
— предоставлять педагогам возможность осуществлять
свою педагогическую деятельность, не нарушая пси
хологического здоровья учащихся и по возможности
повышая его уровень.
Для решения этих задач могут использоваться индивидуальные консультации. Однако ввиду существенной диспропорции в количестве педагогов и психологов в школах важное место занимают групповые методы работы, которые нередко, представляют большую сложность. Это является следствием того, что психологи основное внимание уделяют содержанию, а эффективность организации работы с педагогами во многом зависит от используемых методов. Их выбор предполагает опору на следующие основополагающие принципы:
Первый — обеспечение эмоциональной безопасности педагогов. Такая необходимость вызвана тем, что взаимодействие с психологом может породить тревогу, страх, а как следствие, агрессию или избегание общения. И все это из-за неопределенности ролевой позиции психолога в современной
|
|
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
школе, неясности ожиданий, незнания его возможностей. В особенности опасаются психолога педагоги-перфекциони-сты, с виду прекрасно работающие учителя, не дающие себе право на ошибку, глубоко переживающие за качество своей работы. Это понятно, так как высокая профессиональная тревожность формирует у них стремление к контролю над ситуацией, незнакомая же обстановка вызывает беспокойство. Психологи постулируют спонтанность, открытость чувств, используют неизвестные для педагогов формы работы. Обеспечение эмоциональной безопасности важно, помимо перфек-ционистов, для педагогов с запретами на проявление чувств, которые всеми силами стараются держать их в «чемоданчике» на запоре. Психолог, как уже говорилось, постулирует открытость, постоянно апеллирует к эмоциям, вызывая тем самым у педагогов страх самораскрытия и, как следствие, агрессивное сопротивление взаимодействию.
Второй принцип — необходимость мотивирования педагогов к взаимодействию с психологом различными способами. Нередко специалисты жалуются, что предлагают свои услуги учителям, а те отказываются. Однако многие педагоги не знают ничего о роли психолога и его возможностях, по-этому считают общение с ним лишней «обузой», которая не приносит пользы. У других преподавателей возникает страх взаимодействия: вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы показывать? Недооценка значимости психолога и боязнь общения с ним могут вызвать у педагога стремление избежать взаимодействия, к примеру, желание посетить любые школьные мероприятия, только не психологические семинары.
|
|
Для обеспечения первого принципа — безопасности — нужно начинать работу, используя методы, требующие от педагогов минимальной активности, применять знакомые им формы. А затем по мере появления доверия постепенно повышать активность учителей, использовать менее определен-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
ные и знакомые им методы. Важно также находиться в понятийном поле педагогов, не использовать неизвестные им слова и обсуждать ситуации из их практики.
«Лесенку» методов можно представить следующим образом:
1. Информационные методы: информационные тексты,
устные информационные сообщения.
2. Проблемные методы: проблемные лекции и семинары.
3. Активные методы-занятия с элементами тренинга, тре
нинги.
Как видим, тренинги находятся в самом конце «лесенки», то есть приступать к ним можно, только пройдя все ступеньки. Мы специально делаем акцент на этом, так как нередко молодые психологи-энтузиасты начинают именно с них и удивляются, встречая отторжение со стороны педагогов.
Реализация второго принципа, или вопрос мотивирования педагогов к взаимодействию с психологом, решается тоже непросто. На наш взгляд, это происходит в первые 10—15 минут встречи, на которую они по различным причинам (скорее, следуя указаниям администрации) все-таки пришли. Поэтому, готовясь к работе с учителями, стоит подробно прописывать не только тему разговора, но и приемы мотивирования. Некоторые из них мы сейчас обсудим.
Особое внимание следует уделить началу беседы. Можно сразу «сломать его сценарий», то есть вести себя так, как не ожидает педагог, рассказывать о том, о чем он и не предполагает услышать. Естественно, это должно иметь отношение к теме выступления. Например, можно начать с истории, которая когда-то произошла с вами. После чего задать слушателям вопросы, «расшевелив» их этим. Можно показать иллюстрации, прочитать выдержки из рассказов детей и т.д.
Далее обязательно нужно подчеркнуть, что наша задача — не обучение педагогов, а, к примеру, напоминание о том, что они и так хорошо знают, некоторая систематизация фактов
или же попытка совместно взглянуть на какое-то явление, чтобы обогатить друг друга.
К мотивирующим средствам относится и подбор тем для разговора. Работая с педагогами, мы заметили расхождения между их словесно выраженными и реальными желаниями. Они утверждают, что им необходима информация о детях (способах разрешения конфликтов, повышения их мотивации и т.п.). Реально их намного больше интересует то, что касается непосредственно их самих, затрагивает их личные потребности. На наш взгляд, это нормально. Педагог, как правило, удовлетворен тем, как он взаимодействует с детьми, не хочет менять привычные формы обучения и воспитания. Поэтому слушать, как можно работать по-другому, ему не хочется. Понятно, что это относится не ко всем педагогам. Но большинству учителей все-таки интересно узнать что-то о самих себе, а главное, получить как можно больше «поглаживаний», подтверждающих их значимость.
Возможно, это звучит странно, но, по нашему мнению, практически любая форма работы неэффективна, если в ней не присутствуют скрытые «поглаживания», к примеру, утверждения значимости и недостаточной оцененности труда педагога. Однако такие приемы будут работать, если сам психолог будет убежден в том, что соотношение эмоционального и физического вложения педагога и его материальной и социальной оценки в нашей стране является неравнозначным.
|
|
Возвращаясь к выбору мотивирующего содержания для начала встречи, еще раз отметим, что оно должно быть лич-ностно значимым для педагогов. И только завершив процесс мотивации, можно предлагать материал, который касается непосредственно учеников.
Пример мотивирующего начала семинара «Оптимизм и учебная деятельность» представлен в Приложении 4. Интересно, что, проводя семинар по данному сценарию в двух разных школах, в обоих случаях мы встретились с одинаковым
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
перефразированием его темы, которая стала звучать так: «Оптимизм учителя и учебная деятельность». На наш взгляд, это подтверждает потребность педагогов больше говорить о себе, чем об учениках.
Перейдем к обсуждению выбора методов, который, как уже говорилось, определяется уровнем эмоциональной открытости педагогов друг другу, а также тем, какой результат ожидает увидеть психолог. Просто получение преподавателями новых знаний? Часто в научной литературе работу специалиста с группой педагогов принято называть психологическим просвещением. Это понятие действительно подразумевает вооружение учителей знаниями, которыми они не владеют, но которые необходимы в их профессиональной деятельности. Как нам представляется, такое понимание групповой работы обречено на провал. Ведь педагоги административно не подчинены психологу, поэтому, если и выслушают его, имеют право не брать полученную информацию на вооружение. Психологи иногда так и говорят: «Они слушают, соглашаются, но ничего не делают». Кроме того, для педагогов сложна, а иногда невыносима позиция обучаемого, поскольку учительская роль — «Я учу, учишься ты» — у многих становится жизненным кредо. Собственное обучение они воспринимают достаточно агрессивно. Но даже если педагоги послушно «сядут за парту», то у психолога не хватит ни времени, ни собственных знаний, чтобы научить их тому, что действительно качественно изменит результат их труда.
|
|
Нам кажется, что групповая работа с учителями, конечно, дает им некоторое количество полезных сведений, но это отнюдь не главное. Скорее она направлена на то, чтобы вызвать перемены в самих педагогах, инициировать их к поиску недостающей психологической информации. Тогда групповую работу правильнее назвать терапевтической, а не просветительской, и критерием эффективности считать изменения, произошедшие с учителями.
Одни изменения тогда будут связаны с первой задачей работы с педагогами — улучшением их психологического здоровья. Так же, как и в терапевтическом процессе, их можно концентрировать вокруг трех уровней:
— чувства в отношении того или иного аспекта своего
развития или конкретной ситуации;
— мысли в отношении того или иного аспекта своего
развития или ситуации;
— действия или появление желания действий.
Понятно, что перемены у одного человека могут произой
ти сразу на нескольких уровнях.
Другие изменения будут определяться второй задачей, связанной с сохранением психологического здоровья учащихся. Их можно концентрировать вокруг тех же трех уровней. Если подобные перемены произойдут, то у педагогов после проведения семинара, к примеру, о демонстративности, может возникнуть понимание причин поведения некоторых учеников, сопереживание им, желание использовать при взаимодействии более конструктивные методы.
Говоря о групповой работе, важно отметить необходимость открытости или конгруэнтности психолога, умения избегать негативного переноса на педагогов. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, а возникающие в отношении учителей обиду, раздражение, злость, страх умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он дает педагогам право скептически относиться к его советам и проявлять по отношению к нему любые чувства.
Итак, мы обсудили общий подход к методам работы с педагогами, полагая, что их правильный подбор и использование являются основной предпосьшкой эффективности и в то же время основной проблемой. Однако коротко нужно остановиться и на выборе содержания групповых занятий. Как нам представляется, психологу очень важно осознавать, на решение какой из двух выделенных ранее задач преимуще-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 3. Методы групповой работы с педагогами
ственно должна быть направлена планируемая встреча. Если имеется конкретный запрос от школы, например, подготовить педагогов к взаимодействию с пятиклассниками или к работе по индивидуальным картам, то основное содержание должно концентрироваться вокруг учащихся. Если специалист стремится воздействовать на психологическое здоровье учителей, то выделяется и «внешнее» содержание, то есть предъявляемое педагогам, которое также концентрируется вокруг учащихся, и «внутреннее», которое направлено непосредственно на педагогов. Содержание первых семинаров такого рода будет определяться компонентами психологического здоровья, описанными нами ранее. Примеры семинаров приведены в Приложении 4.
Теперь можно вернуться к обсуждению методов работы, проиллюстрировать их конкретными примерами.
3.2. Информационные методы
Информационные тексты
Информационные тексты являются наиболее знакомой и безопасной формой взаимодействия с педагогами, поскольку не предполагают никакой их внешней активности. Более того, учителя вправе не читать их, что обеспечивает добровольность контакта.
Основной задачей этого метода мы считаем пробуждение у педагогов интереса к психологии в целом и к исследованию собственного внутреннего мира в частности, как к предпосылке сохранения своего психологического и физического здоровья.
Имеет смысл размещать тексты в учительской на отдельном стенде или его части, специально выделенной для психологической службы. Внешнее оформление, текстов может
быть различным. Единственное, что следует иметь в виду, — тексты должны легко читаться: язык быть простым, без сложных терминов, объем — небольшим, шрифт крупным. Тексты должны предварять заголовки, вызывающие интерес педагогов. В конце каждого из них можно помещать вопросы, побуждающие к размышлениям.
Мы считаем, что первое время основное содержание текстов должно концентрироваться вокруг учащихся — это создает у педагогов ощущение безопасности. Приведем примеры.