Страх взросления не стоит путать с инфантилизмом, с социальной незрелостью, которая иногда проявляется похоже, но имеет другие причины и соответственно требует других спо-
собов воздействия. Можно говорить о страхе взросления при наличии у ребенка переживаний учебных неудач, хотя они могут им тщательно скрываться. Основная рекомендация для таких детей, так же как и в предыдущем случае, — создание ситуаций успеха. Естественно, речь идет не о снижении требований к ним и недопущении у них никаких учебных неудач. Им нужно оставить «поле для борьбы», но периодически у них что-то должно хорошо получаться и быть замечено окружающими.
Взрослые часто считают таких учащихся ленивыми, потому что их активность на уроках снижена. Однако они не ленивы, просто нужно стимулировать их учебную активность, обязательно замечать их поднятую руку, если же это происходит слишком редко, то спрашивать их по собственной инициативе. Давать задания в зоне ближайшего развития, чтобы подросток видел свои результаты. Если задание трудное, нужно проявлять чудеса внимания, замечать появление растерянности на лице ученика в случае затруднения и в этот момент подбадривать его: «Давай продолжай, старайся, ты сможешь». Однако все эти действия педагога будут результативны только в том случае, если будет проведена глубокая работа с родителями, которые часто сами внутренне не верят в возможность учебных успехов ребенка, переоценивают его хрупкость, беззащитность. Настроить родителей на то, что ребенок может, должен, будет успешным — главная задача педагогов.
|
|