Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся
Часто родителей и педагогов удивляет, почему успехи ребенка в школе ниже, чем могли бы быть. Почему по результатам психологической диагностики у него высокий уровень развития мышления, а за контрольные работы он получает не только «четверки», но порой и «тройки»? Почему психологи утверждают, что у него все в порядке со вниманием, а учителя сетуют на невнимательность ребенка? К тому же говорят, что он сильно устает, а врачи не находят у него проблем со здоровьем?
Оказывается, на успешность обучения в школе влияет тип нервной системы ребенка. И необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали его особенности при организации урока, подготовке домашнего задания, то есть помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсировать трудности.
Что же такое тип нервной системы? Как она влияет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И. Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы — сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.
|
|
Исходя из этого, выделяют сильный и слабый типы нервной системы. Они различаются прежде всего работоспособностью
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
(или утомляемостью), которая может быть оптимальной при определенных условиях.
Учащиеся со слабым типом нервной системы имеют низкую выносливость, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в процесс нервным клеткам и сохранить оптимальную работоспособность. Лучше всего, когда такие дети имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если этого не обеспечить, они обычно переходят к новым действиям, новому заданию, не закончив предыдущего, и производят впечатление учеников, которые ничего не доводят до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, которое помогает избежать переутомления.
К примеру, при заучивании текста им полезны вспомогательные действия — деление его на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана и т.п.
Если же дети действительно устали, следует подумать, как организовать их отдых. Может быть, снизить внеучебную нагрузку (кружками, спортом).
В особо сложной ситуации оказываются мальчики, отцы которых имеют «сильный» тип нервной системы и потому незнакомы с подобными проблемами.
|
|
Тип нервной системы влияет и на выполнение домашнего задания. «Сильные» дети могут все сделать за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим небольшой шум, он не отвлекает их. Общество сверстников также не мешает, а только помогает их работе. Однако вначале им иногда требуется некоторая «раскачка», поэтому предпочтительнее двигаться от легких заданий к более трудным.
Детям со слабым типом, наоборот, необходимы перерывы в работе, полная тишина и уединение. Полезно планировать выполнение домашнего задания: от сложного к простому, предоставлять возможность тщательного контроля результатов. Можно предлагать им использовать наглядные образы к
устным заданиям учащиеся смогут их использовать в классе при ответах.
На работоспособность ребят оказывает влияние и степень нервного напряжения. У «сильных» детей в трудной ситуации увеличивается тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы они могут делать лучше текущих. У «слабых» в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижается, а время выполнения заданий увеличивается. Следовательно, качество контрольной работы может быть хуже. Родителям накануне проверочной работы можно настраивать «сильных» детей на успех, призывать их постараться, обещать поощрить. «Слабым» детям это противопоказано. Даже косвенные проявления «настроя на успех», например, усиленная подготовка, могут вызвать ухудшение результатов работы ребенка. Поэтому стоит, наоборот, слегка обесценить значимость контрольной, рассказать о собственных неудачах и вместе посмеяться.
Для ученика со слабым типом нервной системы проверочная работа или ответ у доски должны происходить в определенное, ожидаемое время, так как ему нужно настроиться на ответ или контрольную. Непредвиденная ситуация, вопросы, требующие быстрого ответа, могут привести к распаду деятельности. Иногда следует предоставить ему возможность изложить свои мысли в письменной форме.
Настроиться ученик должен не только на время, но и на форму проведения контрольной работы. Она должна быть привычной. Полезно давать задания по единому алгоритму, шаблону, схеме.
Итак, общие рекомендации для ребенка со слабым типом нервной системы: снизить тревогу; при усвоении материала и устном ответе использовать внешние опоры: графики, схемы, диаграммы, таблицы; не требовать выполнения заданий по только что пройденной теме.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
Получается своеобразное «лезвие бритвы» — ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.
Следующее, чем различаются индивидуальные стили «сла-бых» и «сильных» детей — это соотношение главных и вспомогательных действий. Что имеется в виду? Оказывается, все человеческие действия делятся на главные, то есть ведущие непосредственно к достижению цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных — контролируют, подготавливают и т.д. Например, при написании изложения главные действия сводятся к прочтению, запоминанию и воспроизведению текста на бумаге. Вспомогательные действия при этом: грамотно обустроить рабочее место, написав абзац, прочитать его и подумать, что следует дальше.
У детей со слабым типом нервной системы при свободном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабочее место, настроиться на работу, скрупулезно проверить ее в конце.
У детей с сильным типом нервной системы, наоборот, главных действий намного больше, чем вспомогательных, то есть они тратят меньше времени на подготовку к работе и ее проверку. Однако точность выполнения заданий при этом может страдать. Поэтому взрослым необходимо побуждать ребят к самоконтролю, учить проверять работу, не торопиться.
|
|
Еще одна особенность касается планирования собственной деятельности. Дети с сильным типом нервной системы могут одновременно держать в голове несколько заданий по разным предметам. Детям со слабым типом стоит приступать к новой работе, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, лучше спланировать их выполнение.
Важно отметить, что ученики со слабым типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствительностью. Они остро реагируют на те внешние воздействия, которые другими детьми не замечаются вовсе. Однако у таких ребят довольно быстро наступает порог насыщения, и потом интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний. Чересчур эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности. Так же, как и замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результатов деятельности. Этим детям достаточно одного взгляда педагога или родителя, чтобы изменить свое поведение. Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх совершить ошибку, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к уменьшению концентрации внимания. Помимо страха неудачи, детям со слабым типом нервной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата. Поэтому необходимо научить ребят переживать свои ошибки.
У «сильных» детей возникает другая трудность. Им для поддержания оптимального уровня возбуждения требуется проявлять высокую активность. Имеется в виду, что таким учащимся необходимы продолжительные двигательные реакции или интеллектуальные действия. Стоит избегать длительной монотонной, эмоционально не окрашенной работы: она снижает внимание, вызывает истощение. Нужно менять виды деятельности, предоставлять возможность выполнять задания своими способами, помогать формировать самоконтроль результатов, планировать свои действия, учить способам повторения пройденного.
|
|
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
Учебная деятельность и особенности восприятия ребенком информации
Иногда родители удивляются, почему один ученик усвоил новую тему, а другой после того же урока не запомнил почти ничего, приходится дома еще раз объяснять, тратить время. Если такая ситуация повторяется часто, мамы и папы начинают искать ее причины, просят психолога проверить память или внимание ребенка, а тот чаще всего показывает возрастную норму. Тогда недоумевающие родители признают либо ребенка неспособным, либо педагога непрофессиональным. Хотя чаще всего не виноваты ни тот, ни другой. А не запоминает материал ребенок потому, что не может воспринимать информацию в той форме, в которой ее преподносит учитель.
Как ребенок, да и взрослый тоже, получает знания? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда как разновидность визуального выделяют еще один — логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Можно пользоваться любым из перечисленных способов, но каждый из нас предпочитает свой собственный — наиболее легкий. Интересно, что, передавая информацию окружающим, человек использует его же. Получается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.
Однако есть ребята, у которых хорошо развит только один способ восприятия, остальные слишком трудны для них. Именно эти дети не усваивают информацию на уроке и производят впечатление забывчивых, в случае если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи материала учителем.
В особо сложной ситуации находятся дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения темы им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на которые просто не хватает времени урока.
Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, не запоминает учебный материал, в качестве одной из возможных причин необходимо рассмотреть несовпадение способов получения и передачи информации. Если при помощи школьного психолога эта причина подтвердится, нужно помочь ученику развить те способы, которые «плохо работают».
А пока для разговора по душам о чем-то важном будем использовать «любимый» способ ребенка. Если он кинесте-тик — включим в речь описание своих ощущений, к примеру: «Когда я проверяю твое домашнее задание, а оно оказываются невыполненными, мне становится так плохо, будто меня колют тысячами иголок». Если ребенок визуал — задействуем образы: «Давай заглянем в будущее и увидим перспективы: что будет в результате того, что ты не делаешь уроки? Какие картинки у тебя всплывают?» Если аудиал — активизируем слух: «Расскажи мне, почему тебе не удалось решить задачу?». Если логик — предложим построить график: «Укажи все даты невыученных уроков, и тогда я буду знать наверняка, когда можно проверять твою тетрадь».
Помимо этого, необходимо научить ребенка делать уроки, используя свой способ получения и передачи информации. Кинестетику можно позволить держать на столе неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог потрогать, повертеть их. Визуалу стоит предложить после прочтения текста, во время решения задачи или для запоминания стихов делать рисунки и использовать их как опору при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учебные тексты, ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж, легче запомнить текст, если он разделит его на части и выделит в каждой из них главное.
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Приложения
П р иложение 6