Статьи для педагогов и родителей (для размещения на сайте школы)

Тип нервной системы и индивидуальный познавательный стиль учащихся

Часто родителей и педагогов удивляет, почему успехи ре­бенка в школе ниже, чем могли бы быть. Почему по резуль­татам психологической диагностики у него высокий уровень развития мышления, а за контрольные работы он получает не только «четверки», но порой и «тройки»? Почему психологи утверждают, что у него все в порядке со вниманием, а учите­ля сетуют на невнимательность ребенка? К тому же говорят, что он сильно устает, а врачи не находят у него проблем со здоровьем?

Оказывается, на успешность обучения в школе влияет тип нервной системы ребенка. И необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали его особенности при орга­низации урока, подготовке домашнего задания, то есть помо­гали ребенку находить свои сильные стороны и компенсиро­вать трудности.

Что же такое тип нервной системы? Как она влияет на про­цесс и результат обучения? Это понятие было введено И. Пав­ловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нерв­ной системы — сила процесса возбуждения, которая отража­ет работоспособность и проявляется в возможности выдер­живать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной на­грузки и истощения.

Исходя из этого, выделяют сильный и слабый типы нервной системы. Они различаются прежде всего работоспособностью


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Приложения



(или утомляемостью), которая может быть оптимальной при определенных условиях.

Учащиеся со слабым типом нервной системы имеют низ­кую выносливость, поэтому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых вовлеченным в про­цесс нервным клеткам и сохранить оптимальную работоспо­собность. Лучше всего, когда такие дети имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если этого не обеспечить, они обычно переходят к новым действиям, ново­му заданию, не закончив предыдущего, и производят впечат­ление учеников, которые ничего не доводят до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможе­ние, которое помогает избежать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспомога­тельные действия — деление его на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление плана и т.п.

Если же дети действительно устали, следует подумать, как организовать их отдых. Может быть, снизить внеучебную на­грузку (кружками, спортом).

В особо сложной ситуации оказываются мальчики, отцы которых имеют «сильный» тип нервной системы и потому незнакомы с подобными проблемами.

Тип нервной системы влияет и на выполнение домашнего задания. «Сильные» дети могут все сделать за один присест (при наличии высокой мотивации). При этом допустим не­большой шум, он не отвлекает их. Общество сверстников также не мешает, а только помогает их работе. Однако вначале им иногда требуется некоторая «раскачка», поэтому предпочти­тельнее двигаться от легких заданий к более трудным.

Детям со слабым типом, наоборот, необходимы перерывы в работе, полная тишина и уединение. Полезно планировать выполнение домашнего задания: от сложного к простому, предоставлять возможность тщательного контроля результа­тов. Можно предлагать им использовать наглядные образы к



устным заданиям учащиеся смогут их использовать в классе при ответах.

На работоспособность ребят оказывает влияние и степень нервного напряжения. У «сильных» детей в трудной ситуации увеличивается тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому конт­рольные работы они могут делать лучше текущих. У «слабых» в этой же ситуации тонус умственной деятельности снижает­ся, а время выполнения заданий увеличивается. Следователь­но, качество контрольной работы может быть хуже. Родите­лям накануне проверочной работы можно настраивать «силь­ных» детей на успех, призывать их постараться, обещать по­ощрить. «Слабым» детям это противопоказано. Даже косвен­ные проявления «настроя на успех», например, усиленная подготовка, могут вызвать ухудшение результатов работы ре­бенка. Поэтому стоит, наоборот, слегка обесценить значи­мость контрольной, рассказать о собственных неудачах и вме­сте посмеяться.

Для ученика со слабым типом нервной системы прове­рочная работа или ответ у доски должны происходить в опре­деленное, ожидаемое время, так как ему нужно настроиться на ответ или контрольную. Непредвиденная ситуация, воп­росы, требующие быстрого ответа, могут привести к распаду деятельности. Иногда следует предоставить ему возможность изложить свои мысли в письменной форме.

Настроиться ученик должен не только на время, но и на форму проведения контрольной работы. Она должна быть при­вычной. Полезно давать задания по единому алгоритму, шаб­лону, схеме.

Итак, общие рекомендации для ребенка со слабым типом не­рвной системы: снизить тревогу; при усвоении материала и уст­ном ответе использовать внешние опоры: графики, схемы, диаг­раммы, таблицы; не требовать выполнения заданий по только что пройденной теме.


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Приложения



Получается своеобразное «лезвие бритвы» — ученику нуж­но дать возможность подготовиться к контрольному меро­приятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включи­лось охранительное торможение.

Следующее, чем различаются индивидуальные стили «сла-бых» и «сильных» детей — это соотношение главных и вспомо­гательных действий. Что имеется в виду? Оказывается, все человеческие действия делятся на главные, то есть ведущие непосредственно к достижению цели, и вспомогательные, ко­торые организуют условия для выполнения главных — конт­ролируют, подготавливают и т.д. Например, при написании изложения главные действия сводятся к прочтению, запоми­нанию и воспроизведению текста на бумаге. Вспомогатель­ные действия при этом: грамотно обустроить рабочее место, написав абзац, прочитать его и подумать, что следует дальше.

У детей со слабым типом нервной системы при свобод­ном выполнении заданий количество главных действий мень­ше, чем вспомогательных. Для получения высокого результа­та им необходимо тщательно подготовить рабочее место, на­строиться на работу, скрупулезно проверить ее в конце.

У детей с сильным типом нервной системы, наоборот, главных действий намного больше, чем вспомогательных, то есть они тратят меньше времени на подготовку к работе и ее проверку. Однако точность выполнения заданий при этом может страдать. Поэтому взрослым необходимо побуждать ребят к самоконтролю, учить проверять работу, не торопиться.

Еще одна особенность касается планирования собственной деятельности. Дети с сильным типом нервной системы могут одновременно держать в голове несколько заданий по раз­ным предметам. Детям со слабым типом стоит приступать к новой работе, закончив предыдущую. Если необходимо сде­лать несколько заданий за длительный срок, лучше сплани­ровать их выполнение.


Важно отметить, что ученики со слабым типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чувствитель­ностью. Они остро реагируют на те внешние воздействия, которые другими детьми не замечаются вовсе. Однако у та­ких ребят довольно быстро наступает порог насыщения, и потом интенсивность реакций сильно снижается. Это необ­ходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний. Чересчур эмоциональное поощрение приведет к перевозбуждению и снижению работоспособности. Так же, как и замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приве­дет к ухудшению результатов деятельности. Этим детям до­статочно одного взгляда педагога или родителя, чтобы из­менить свое поведение. Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх совершить ошибку, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что суще­ственно снизит эффективность работы, приведет к умень­шению концентрации внимания. Помимо страха неудачи, детям со слабым типом нервной системы присуще психосо­матическое реагирование на невозможность добиться жела­емого учебного результата. Поэтому необходимо научить ребят переживать свои ошибки.

У «сильных» детей возникает другая трудность. Им для поддержания оптимального уровня возбуждения требуется проявлять высокую активность. Имеется в виду, что таким учащимся необходимы продолжительные двигательные реак­ции или интеллектуальные действия. Стоит избегать длитель­ной монотонной, эмоционально не окрашенной работы: она снижает внимание, вызывает истощение. Нужно менять виды деятельности, предоставлять возможность выполнять задания своими способами, помогать формировать самоконтроль ре­зультатов, планировать свои действия, учить способам по­вторения пройденного.



ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Приложения



Учебная деятельность и особенности восприятия ребенком информации

Иногда родители удивляются, почему один ученик усвоил новую тему, а другой после того же урока не запомнил почти ничего, приходится дома еще раз объяснять, тратить время. Если такая ситуация повторяется часто, мамы и папы начина­ют искать ее причины, просят психолога проверить память или внимание ребенка, а тот чаще всего показывает возраст­ную норму. Тогда недоумевающие родители признают либо ребенка неспособным, либо педагога непрофессиональным. Хотя чаще всего не виноваты ни тот, ни другой. А не запоми­нает материал ребенок потому, что не может воспринимать информацию в той форме, в которой ее преподносит учитель.

Как ребенок, да и взрослый тоже, получает знания? Наи­более важными являются три способа: зрение, слух и ощуще­ния. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинес­тетическим. Иногда как разновидность визуального выделя­ют еще один — логический, который опирается на восприя­тие формул, графиков, схем. Можно пользоваться любым из перечисленных способов, но каждый из нас предпочитает свой собственный — наиболее легкий. Интересно, что, передавая информацию окружающим, человек использует его же. По­лучается, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.

Однако есть ребята, у которых хорошо развит только один способ восприятия, остальные слишком трудны для них. Имен­но эти дети не усваивают информацию на уроке и производят впечатление забывчивых, в случае если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи материала учителем.

В особо сложной ситуации находятся дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения темы им надо потрогать, разобрать, сложить или произвести какие-то другие действия, на которые просто не хватает времени урока.


Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваива­ет, не запоминает учебный материал, в качестве одной из воз­можных причин необходимо рассмотреть несовпадение спо­собов получения и передачи информации. Если при помощи школьного психолога эта причина подтвердится, нужно по­мочь ученику развить те способы, которые «плохо работают».

А пока для разговора по душам о чем-то важном будем использовать «любимый» способ ребенка. Если он кинесте-тик — включим в речь описание своих ощущений, к приме­ру: «Когда я проверяю твое домашнее задание, а оно оказы­ваются невыполненными, мне становится так плохо, будто меня колют тысячами иголок». Если ребенок визуал — задей­ствуем образы: «Давай заглянем в будущее и увидим перспек­тивы: что будет в результате того, что ты не делаешь уроки? Какие картинки у тебя всплывают?» Если аудиал — активи­зируем слух: «Расскажи мне, почему тебе не удалось решить задачу?». Если логик — предложим построить график: «Ука­жи все даты невыученных уроков, и тогда я буду знать навер­няка, когда можно проверять твою тетрадь».

Помимо этого, необходимо научить ребенка делать уро­ки, используя свой способ получения и передачи информа­ции. Кинестетику можно позволить держать на столе неуб­ранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог потрогать, повертеть их. Визуалу стоит предложить после про­чтения текста, во время решения задачи или для запомина­ния стихов делать рисунки и использовать их как опору при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно работать по устным инструкциям, тогда их нужно пе­реводить в письменную форму. Аудиалу нужно предоставить возможность прочитать вслух (можно шепотом) условие за­дачи, учебные тексты, ответить на предложенные вопросы. Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж, легче запомнить текст, если он разделит его на части и выделит в каждой из них главное.


ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Приложения



П р иложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: