Что это такое?
Межличностное общение начинается с умения хорошо слушать. Умение слушать — начало всей мудрости. Учиться означает внимательно слушать. Уметь слушать — важнее, гораздо важнее, чем уметь говорить. Слышать и слушать — совсем не одно и то же. Когда кто-то слушает, слова активно воспринимаются, фиксируются и обрабатываются в его мозгу и впоследствии используются. А когда кто-то слышит, слова просто фиксируются в его голове, но с ними ничего не делается. Таким образом, умение слушать можно в общем определить как умение услышать, понять, запомнить и что-то с этим сделать. Хорошо слушать — значит хорошо учиться. Различия в поведении тех, кто слушает хорошо, и тех, кто слушает плохо, проиллюстрированы в таблице.
Из-за того что кто-то не умеет хорошо слушать, ежегодно летят на ветер миллиарды долларов, потому что приходят письма с ошибками, отменяются встречи, возникают трудовые конфликты, презентации оказываются неудачными и т.д.
Таблица - Те, кто слушает хорошо, и те, кто слушает плохо
О неумении слушать свидетельствуют и другие признаки, и в частности следующие манеры:
• не обращать на говорящего никакого внимания, думать о чем-то своем, перекладывать бумажки на столе или прерывать беседу, чтобы поговорить по телефону;
• притворяться, что слушаете;
• слушать до тех пор, пока не появится что сказать самому, после чего перестать слушать и при первой же возможности прервать говорящего;
• относиться к услышанному повышенно эмоционально и с предубеждением;
• воспринимать только то, что хотелось услышать, и нежелание воспринять что-либо неприятное;
• концентрироваться не на позитивных моментах, а на расхождении во мнениях, на том, с чем вы не согласны, и дожидаться удобного случая напасть;
• не интересоваться тем, что человек говорит, из-за того, что он сам вам не интересен;
• воспринимать только факты, а не сообщение в целом;
• отключаться, когда что-то наскучило или перестало быть интересным.
Как это применяется?
Когда кто-то высказывает свое мнение, молчите, смотрите человеку прямо в глаза, расслабьтесь и сконцентрируйтесь на том, что слышите. Дайте человеку возможность договорить, потому что о главном люди обычно сообщают под конец. Сохраняйте свою настроенность на говорящего, используя время на обдумывание услышанного. Это поможет вам понять, что именно было сказано. Время на обдумывание услышанного возникает из-за разницы между скоростью обдумывания
и темпом речи. Как правило, обычный человек говорит 125—150 слов в минуту, а обдумывает услышанное со скоростью 500 слов в минуту. Таким образом, мы обрабатываем слова у себя в голове в четыре раза быстрее, чем обычно говорим. Чтобы эффективно слушать, важно также:
• внимательно выслушивать все сообщение и воспринимать его критически; обращать внимание на общий смысл, отдельные идеи, чувства и факты и выделять важнейшие темы;
• не спешить с окончательными выводами, пока не услышишь все до конца;
• не отвлекаться на внешние раздражители и манеру изложения; сосредоточиться на том, что именно говорят; следить за собеседником
и показывать ему, что вы его внимательно слушаете и все понимаете, глядя ему прямо в глаза или используя другие средства вербального и невербального общения;
• обращать внимание не на «упаковку», а на содержание;
• не торопиться реагировать на услышанное; если вы отреагируете слишком рано, то не дослушаете до конца и не усвоите всей необходимой информации; не поддавайтесь искушению прервать говорящего при первой же возможности;
• будьте готовы отреагировать на идеи, предложения и замечания, не оспаривая их;
• не концентрируйтесь на том, что ожидаете услышать; не пытайтесь предугадать, что человек хочет сказать, а дайте ему высказаться до конца;
• не проявляйте нетерпения, не пытайтесь защищаться или переходить в нападение;
• забудьте о своих предубеждениях;
• подавите в себе потребность эмоционально отреагировать на то, что, как вам кажется, было сказано, или на то, что было сказано на самом деле; старайтесь упорядочить у себя в голове то, что слышите;
• делайте себе пометки, но не тратьте свои силы, пытаясь все время записывать то, что слышите;
• мысленно подготовьте себя к тому, что сейчас вы начнете слушать.
Замечания, которые показывают, что вы действительно слушаете:
• «Из ваших слов я понял, что... Правильно ли я вас понял?»
• «Вот я вас слушал, и мне показалось, что вы очень недовольны тем, что...»
• «То есть, вы хотите сказать, что...?»
• «Если это на самом деле так, то мы должны...»