ТЕСТ 4. «Умеете ли Вы слушать и слышать другого?»

Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отве­чать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.

1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:

а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации:

б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;

в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;

г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.

2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его1 возлюб­ленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:

а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопив­шуюся горечь;

б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;

в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;

г) сообщаете, что ее парень (его девушка) — первоклассный мерзавец, и пред­лагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).

3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:

а) уверяете его(ее), что это неправда;

б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);

в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;

г) чувствуете себя обиженно — и говорите ему(ей) об этом.

4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?

а) стараетесь подавить свой гнев — Вы не любите ссориться;

б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;

в) спешите «поставить его на место»;

г) предпринимаете контратаку.

5. Ваш собеседник — человек, который Вам по-настоящему дорог, — долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)

а) вежливо киваете;

б) улыбаетесь;

в) смотрите ему в глаза;

г) задаете нейтральные вопросы;

д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит...), чтобы он ви­дел вашу заинтересованность;

е) бормочете что-то одобрительное: «Угу», «М-м-м», «Ах, вот как...»;

ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде «Действитель­но?!» или «О, как интересно!»;

з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему — бессмысленная трата времени.

6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):

а) холодноватые;

б) слишком бурные;

в) теплые и добрые;

г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.

7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном высту­паете в роли слушателя на:

а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до 100%.

8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и «читать» жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происхо­дит, когда говорящий (выберите одну из кажущихся вам правильной интер­претаций следующих «невербальных посланий»):

а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:

1) подчеркивает свое превосходство;

2) пытается утаить правду;

3) испытывает неловкость.

б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:

1) что-то скрывает;

2) сердится;

3) испытывает неловкость.

в) начинает говорить громче или тише обычного:

1) защищается;

2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;

3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.

9. Как часто Вы (пометьте цифрой «3», если «часто», «2» - «иногда», «1» -«редко»; «О» - «никогда»):

а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цеп);

б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;

в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;

г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Ва­шего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;

д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;

е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в по­рыве откровенности;

ж) когда близкий Вам Человек начинает на что-то жаловаться, думаете: «Ну, вот, опять началось»;

з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;

и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.

10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если прав­дивы; Л- если ложны; (?) - если не знаете ответа):

а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;

б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить пове­ствования не ускользнула от Вас;

в) считаете, что давать советы не имеет смысла;

г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;

д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пункта­ми и их оценкой по следующей схеме:

1. а – 3; б – 2; в – 1; г – 0;        
2. а – 0; б – 1; в – 3; г – 2;        
3. а – 3; б – 1; в – 0; г – 2;        
4. а – 0; б – 1; в – 3; г – 4;        
5. а – 0; б – 0; в – 0; г – 1; д – 1; е – 0; ж – 2; з – 5.
6. а – 3; б – 2; в – 1; г – 0;        
7. а – 3; б – 2; в – 1; г – 0;        
8. а 1) – 1;   а 2) – 2;          
  б 1) – 2;   б 2) – 1;          
  в 1) – 1;   в 2) – 0;          

9. Оценка пунктов означает Ваши баллы.

10. П Л?

а 3 0 1

б 1 3 2

в 1 3 2

г 2 0 1

д 0 3 1

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каж­дый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэто­му — учитесь слушать;

36—53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происхо­дит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;

18—35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит — идеальный собеседник, друг и сотрудник;

17 баллов и менее. Вы - «ходячая аудитория» для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего «уха», предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся риско­вать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: