Оценка состава слушателей и обстановки

Определение темы, направленности, названия выступления

Разработка речи начинается с уяснения ее темы. Тему определяет либо сам оратор, либо те, кто приглашает его высту­пить. Конечно, тема должна быть актуальной, интересной, конк­ретной, вызванной жизненными потребностями, доступной для понимания. Ее следует четко сформулировать. Она должна при­влекать внимание слушателей.

Направленность речи бывает различной. Выступающий может поставить задачу — информировать слушателей, научить их, дать им определенные сведения. В других случаях оратор по­старается взволновать аудиторию. И, наконец, выступающий рассчитывает, что ему удастся сформировать у слушателей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведе­ния, т. е. призывает к определенным действиям. Чаще всего цели перекрещиваются, т. е. выступление преследует цель — ин­формировать слушателей, затронуть их чувства, побудить к действиям.

Некоторые ' выступления не имеют названий: краткие митинговые, парламентские речи, некоторые виды социально-бытовых выступлений. Для других речей, например судебных, характерны чисто индивидуальные названия, например, у А. Ф. Кони “Дело о подлоге завещания от имени купца Козьмы Беляева”. Встречаются такие заглавия, которые направляют мнения слушателей, например: “Спасите природу!”, “Мы — за разоружение!” Привлекают внимание выступления с рекламны­ми названиями: “Летающие тарелки: правда или вымысел?”, “Мафия — у нас”, “Нужны ли нам атомные электростанции?”.

Важнейший этап в подготовке выступления — оценка соста­ва слушателей и обстановки, в которой будет произнесена речь.

Прежде всего оратор должен получить сведения о слуша­телях. Каков их социальный состав (рабочие, крестьяне, интел-

лигенция), образовательный уровень (начальное, среднее, выс­шее образование), направление образования (гуманитарное, не­гуманитарное), возраст, пол, национальность? Однородна или неоднородна аудитория? Многочисленна ли она? Каково настро­ение слушателей, их отношение к теме, к оратору, знакомство с данным вопросом? Хотят ли они удовлетворить свои духовные запросы, повысить свою квалификацию или просто заполнить свой досуг?

Очень важно обстоятельно выяснить, где будет происходить выступление. На улице, в зале или в небольшом помещении? Есть ли там стол, трибуна, микрофон? Когда произойдет выступ­ление (утром, днем, вечером), после какой (каких) другой речи (речей) оно планируется? (Ведь каждое последующее выступле­ние должно быть интереснее по содержанию и форме предыду­щего, что связано с законами восприягия.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: