Повесть временных лет» как источник по истории Беларуси. Возникновение местных летописных центров. Полоцкая летопись

ПВЛ – древнейший из дошедших до нас русских летописных сводов. Доказан сложный характер ПВЛ, которая составлялась из различных источников. До нас дошло три редакции ПВЛ, представленные в двух основных летописных изводах – Лаврентьевском и Ипатьевском.

Первая редакция (совпадающий в обеих летописях рассказ о событиях до 1110 г.) была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. при киевском князе Святополке II (Михаиле).

Вторая редакция, зафиксированная сообщением в Лаврентьевской летописи (т.е. часть ЛЛ, отличная отИЛ), была написана под руководством игумена Выдубицкого монастыря св. Михаила под Киевом Сильвестра в 1116 г. Причиной создания второй редакции было вокняжение на киевском «столе» Владимира Мономаха, после смерти в 1113 г. Святополка.

Третья редакция, отмеченная в Ипатьевской летописи (т.е. часть ИЛ, отличная от ЛЛ), была составлена анонимным монахом Киево-Печерского монастыря в 1118 г. Ее создание было вызвано стремлением монахов Киево-Печерского монастыря взять летописание в свои руки. Для второй и третьей редакции было характерно представление с хорошей стороны той ветви рода Рюриковичей, к которой принадлежал Владимир Мономах (его самого и отца Всеволода Ярославича).

Источниками «Повести» были Библия, устные предания (об апостоле Андрее, призвании варягов на Русь, «вещем» Олеге и др.), отрывки византийских хроник Иоанна Малалы и Георгия Амартола, жития святых, договоры Руси с Византией 911, 944, 971 гг. и др. Повесть содержит большой объем материалов по истории Беларуси: расселение славянских племен, первое упоминание Полоцка, сюжет с Рогволодом и Рогнедой и др. При этом ПВЛ не содержит сюжета о попытке убийства Владимира Рогнедой.

Белорусские летописи XII-XIII вв. не сохранились. Уверенно можно говорить лишь о летописании в Полоцке: Полоцкая летопись была утеряна уже в Новое время, но ее использовал для своей «Истории...» Татищев (п.п.XVIII в.), где он неоднократно цитировал летопись, где «много о полоцких, витебских и иных князьях написано». Основания говорить о летописании в Полоцке дает и Ипатьевская летопись, на что еще в 1868 г. указывал источниковед К. Бестужев-Рюмин. Затем эту точку зрения поддержали и иные российские историки того времени.

По мнению белорусского исследователя В.А.Чемерицкого летопись могла начинаться событиями вокняжения Василько Святославича в Полоцке (1132), а первые записи были сделаны в монастыре, основанном Ефросиньей Полоцкой, его сестрой. В центре внимания Полоцкой летописи была борьба за великокняжеский титул и междоусобицы.

Существование другой местной белорусской летописи, Новогрудской, в которой описывались события правления великих литовских князей Миндовга и Войшалка в 1230-е – 1260-е гг., является гипотетичным. Ее следы, вероятно сохранившиеся в Галицко-Волынской летописи, могли быть рассказами Войшалка, который долго прожил на Волыни, летописцу. Поэтому про существование ее можно говорить крайне осторожно.

Белорусско-литовское летописание XV-XVI вв. Классификация летописей

Характерной чертой летописания XV-XVI вв. является его общегосударственный характер. Поэтому и одно из названий летописей этого периода – «Литовско-русские летописи». Летописи этого периода сохранились в 22 списках, и из которых только 1 написан на латыни (Origo regis – Начало правления) и 1 на польском языке (список Ольшевского). Остальные летописи написаны на старобелорусском языке, иногда латинским алфавитом, как Хроника Быховца.

Существуют две классификации белорусско-литовских летописей. М. Тихомиров и др. разделяли все летописи на краткие и пространные по их размерам. Белорусский филолог В. Чемерицкий предложил выделить три отдельных летописных свода, а именно:

I. Летописец великих князей литовских

II. Хроника Великого княжества литовского (Хроника литовская и жемойтская)

III. Хроника Быховца

41. Первый белорусско-литовский свод: история создания, источники и состав

I Белорусско-литовский свод был написан в 1446 г. в Смоленске возможно в кругах близких смоленскому епископу. Состоит из:

a) общерусской части за период с 854 по 1427 гг.,

b) смоленской хроники 1430 – 1432 гг. и отдельных записей до 1446 г.,

a. Похвала Витовту

c) Летописца великих князей литовских, который начинался от смерти в 1341г. Гедымина и продолжался до правления Витовта (1430-х гг.).

a. Повесть о Подолии

В состав Смоленской части входит одно из первых панегирических произведений – «Похвала Витовту». В состав Летописца великих князей литовских вошла «Повесть о Подолии», которая должна была защитить права ВКЛ на Западное Подолие, захваченное Польским королевством.

Первый свод сохранился в составе 4 списков: Никифоровского, Супрасльского, Академического, и Слуцкого. Основная идея свода – преемственность ВКЛ и русских княжеств, а великие литовские князья преемники русских (прежде всего киевских) князей. Этим объяснялось наличие в своде общерусской части. Лишь в Слуцкой летописи (начала XVI в.) изменен порядок следования частей (общерусская часть перешла на третье место), что свидетельствовало о смене идеологических ориентиров в ВКЛ. Источниками свода были общерусские летописные своды, созданные под руководством митрополитов Киприана (1408 г.) и Фотия («Полихрон», 1418 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: