Ход выполнения. 1. Участникам групповой работы зачитываются правила проведения «мозгового штурма» (Ч

1. Участникам групповой работы зачитываются правила проведения «мозгового штурма» (Ч. Осборн) – программа Французского института управления (IFG).

2. Все участники делятся на 2 группы, выбирают капитанов, получают тему МШ – «Виды границ в жизни человека» и задание – за 20 минут в интенсивной групповой мыслительной деятельности обнаружить, записать и дифференцировать виды границ в жизни человека. Капитанам команд выдается по листу ватмана, фломастеры; они организуют работу в группах и осуществляют запись. Участники групп расходятся в разные комнаты.

3. Анализ работы. После завершения МШ все участники собираются вместе. Листы ватмана с результатами работы в группах вывешиваются на доске. Выступают капитаны команд: они рассказывают о том, что команде удалось сделать во время МШ, разъясняют записи и рисунки. Остальные активно участвуют в обсуждении – задают вопросы, находят общее и особенное в работе двух команд, делают выводы.

4. Психолог благодарит команды и капитанов за активную работу и задает следующие дискуссионные вопросы для обсуждения.

1. Может ли человек быть свободным в детерминированном мире, с таким множеством разнообразных ограничений? Как этот вопрос решается в психологической науке?

2. Все ли отмеченные вами границы являются ограничениями в жизни человека?

3. Всегда ли границы имеют отрицательное значение для человека, общества?

4. Что вы могли бы сказать о положительной роли границ в жизни человека?[5]

5. Когда, при каких условиях границы становятся ограничениями, мешающими человеку быть свободным?

6. Являются ли границы фатальными – неизбежными, неизменными, непреодолимыми?

При обсуждении первого вопроса ведущий тренинга знакомит студентов с формулой С. Л. Рубинштейна: «сознательные действия и мысли человека детерминированы, но не предопределены», с критической оценкой Г. Оллпортом радикального детерминизма и отношения к нему психологической науки начала и середины ХХ в. Так, Г. Оллпорт отмечал, что психологии (психоанализу и бихевиоризму) «…известно так много ограничений свободы, что она склонна полагать, что в конечном счете все поведение детерминировано и свободных действий не бывает. Она знает, что личность зависит от многих «данностей»: от природных возможностей и ограничений человеческого рода, от биологической конституции (физического строения, темперамента, интеллекта), от социального окружения, в котором личность формируется и из которого черпает пищу; она также зависит от непосредственной ситуации, которая вызывает тот или другой из возможных видов поведения, доступных нервному аппарату. Такие зависимости сплетают сеть детерминизма, который сильнее, чем человек осознает… Строгий детерминизм… рассматривает человека как по сути пассивный, принуждаемый, реактивный и детерминированный продукт… Человеку, который “знает”, что он свободен, и полагает, что другие люди тоже свободны, детерминизм может показаться возмутительным; но психологи предпочитают верить, что в принципе человеческая природа так же предсказуема, как орбита спутника в пространстве. Но довольно о радикальном детерминизме. Его логическая привлекательность очевидна: он нужен для противодействия щедрому и иногда сентиментальному приписыванию свободы, характерному для некоторых типов экзистенциалистских и телеологических работ. Но есть некоторые сложности. Аргументы в пользу жесткого детерминизма не сильнее аргументов в пользу позитивистского видения человеческой природы. А последние, как мы уже знаем, уязвимы» [129, 452]. По Г. Оллпорту, в решении вопроса о свободе необходимо учитывать проблему сознания, способность человека к рефлексии и мышлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: