Тема 3. Психология личности преступника. Психология преступного поведения

Проблема личности в психологии. Влияние социальных и психологических факторов на формирование личности. Психологическая структура личности: ее основные элементы. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Направленность личности: цели, потребности, мотивы, интересы, влечения, установки личности.

Личность преступника и ее характерные черты. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Формирование личности преступника. Механизмы усвоения личностью антиобщественных взглядов и ценностных ориентиров. Антиобщественный образ жизни как основа формирования личности преступника.

Структура личности преступника, ее социальные роли и статусы, нравственно-психологические свойства, ценностные ориентации и направленность. Особенности личности преступника, исполняющего различные социальные роли (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного). Понятие классификации личности преступника. Характеристика существующих типов в классификации личности преступника, их сравнительный анализ.

Психические отклонения в развитии личности: невроз, психопатия, перверсии, олигофрения. Их природа, внешнее проявление и диагностика. Особенности поведения человека с психическими отклонениями в развитии.

Понятие преступного поведения, его психологическое содержание. Соотношение конкретного преступления и отклоняющегося поведения личности.

Причины и условия преступного поведения. Отрицательное влияние среды как основа формирования антиобщественного образа жизни. Влияние социальных и психических характеристик преступника на восприятие криминогенной ситуации. Комплекс криминогенных причин, его роль в деформации образа жизни индивида. Психологические особенности преступного поведения на различных этапах (приготовление к преступлению, его совершение, сокрытие следов).

Психологическая сущность криминальной мотивации. Социально-психологическая классификация мотивов криминального поведения, ее характеристика и зависимость от уровня развития общественного сознания.

Методы изучения мотивации преступного поведения. Понятие бессознательной мотивации преступного поведения. Виды и значение бессознательных мотивов для организации общей и частной превенции преступлений.

[3;4;5;9;10;12;13]

Перечень компетенций, знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы:

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности (формируется часть компетенции в отношении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для начала профессиональной деятельности), соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (формируется часть компетенции в отношении знаний основ конфликтологии, умений разрешать конфликты, навыков саморегуляции психических состояний)(ОК-5);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (формируется часть компетенции в отношении общепсихологических знаний, умений и навыков) (ОК-8);

В результате освоения темы у обучающегося должны быть сформированы:

Знания:

- психологические характеристики личности;

- психологические процессы и состояния, особенности их протекания у преступников;

Умения:

- осуществлять визуальную психодиагностику личности и психического состояния;

- использовать полученные знания на практике, быть функционально грамотным.

Навыки:

- психологической экспресс диагностики особенностей личности граждан;

- оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: