Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты

Понятие «стандарт» происходит от латинского слова «standard», означающего «об-разец», «норма», «мерило». Под стандартом в образовании понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражаю-щей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы об-разования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, со-держание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся. Требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.

В настоящее время в образовательных организациях (учреждениях) действуют два типа стандартов:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – стандарт третье поколения, построенный на основе компетентностного подхода, с выделением в содержании образования - компетенций.

2) государственный образовательный стандарт – стандарт второго поколения, с выделением в содержании образования – знаний, умений, навыков и др компонентов содержания образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки.

Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре образовательных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Чем вызвана стандартизация образования?

Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России в конце 20 в. к демократии, к правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение — все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обучающимися в разных типах общеобразовательных учреждений (лицеях, колледжах, общеобразовательных школах, как государственных, муниципальных, так и негосударственных, частных). ФГОС и ГОС и является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.

Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

Итак, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: