ФГОС и ФГТ

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от предыдущего федерального закона. На сегодняшний день Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вносит изменения в юридическую терминологию российского права.

Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий:

- "образование" (единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов).

- "воспитание" (деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства).

- "обучение" (целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни).

-"уровень образования" (завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований).

- «качество образования» - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

- "квалификация" (уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности).

-" направленность (профиль) образования" (ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) и т. д.

Так же ФЗ «об образовании в РФ» 2012г. дает понятия ФГОС и ФГТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются:

n Общего образования

n Начального профессионального образования

n Среднего профессионального образования

n Высшего профессионального образования (бакалавриат)

n Высшего профессионального образования (специалитет)

n Высшего профессионального образования (магистратура)

Каждый ФГОС включает 3 вида требований:

1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых учебным заведением. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. (ФГОС ДО)

Новый ФГОС Дошкольного Образования выдвигает три группы требований:

· Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

· Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

· Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.> представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями (далее – ОУ), имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС общего образования должен обеспечивать:

· единство образовательного пространства Российской Федерации;

· преемственность основных образовательных программ (далее – ООП) начального, основного и среднего (полного) общего образования.

ФГОС общего образования включает в себя требования:

· к структуре ООП общего образования;

· условиям реализации ООП общего образования (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным);

· результатам освоения ООП общего образования.

ФГОС является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 2012г. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Во-вторых, Закон меняет термин "образовательное учреждение" на термин "образовательная организация". Закон РФ "Об образовании" разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: