1) Целенаправленность. Предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
2) Двусторонность. Предполагает наличие двух сторон, находящихся в постоянной взаимосвязи.
С одной стороны, педагог – обладающий специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития личности.
С другой стороны – обучаемый, деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех ЗУН, норм, ценностей, которые предлагает педагог.
В авторитарной педагогике – педагогике воздействия: педагог – субъект; ученик,– объект ПП. В гуманистической педагогике – педагогике взаимодействия, педагог и ученик паритетные партнеры, являются субъектами ПП. Ученик как субъект, активно воспринимает или сопротивляется направленным на него воздействиям, идет на продуктивное взаимодействие или пассивен, в решении познавательных и практических задач опирается на свой познавательный опыт, интересы, способности, жизненный опыт.
3) Целостность. Предполагает:
А) организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение;
Б) единство подсистем ПП: ПВ, ПО, ПР.
В) единство компонентов ПП: целевого, содержательного операционно- деятельностного, результативного, субъектов.