Образование как социальное явление, ценность, процесс и результат. Свойства современного образования

Категория образование рассматривается в нескольких значениях. Свойства современного образования.

1.) Образование как социальное явление
Образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества. Оно стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении компонентов социального опыта. Образование как социальное явление – реализует функцию систематического обучения и воспитания членов общества, ориентирована на передачу им компонентов социального опыта (определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения и др.) содержание которых определяется социально – экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его матерьяльно –технического развития.
   
2) Образование как государственная, общественная, личностная ценность
Образование рассматриваться как ценность государственная, как ценность общественная и как ценность личностная. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы (государственную ценность). Образование как сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Для личности получение образования имеет целью приобретения значимого социального опыта, позволяющего ей успешно адаптироваться к жизни в обществе, заниматься профессиональной деятельностью, выполнять социальные роли (ценность личностная).
   
3) Образование как процесс
Образование - это специально организованный в образовательных учреждениях, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся с целью решения задач образования. Синоним понятия «педагогический процесс».
   
Образование как результат
Образование как результат обучения и воспитания человека – это достигнутый им уровень образования. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшейквалификации (аспирантура).
     

Современное образование характеризуется такими свойствами, как:

Гуманизация
это ориентация на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
   
Гуманитаризация
это ориентация на освоение содержания образования, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
   
Дифференциация
это ориентация образовательных учреждений на достижения обучающихся при учете интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.
   
Диверсификация
это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
   
Стандартизация
это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта
   
Многовариантность
означает создание условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, обеспечение развития самостоятельного мышления. Проявляется через возможность достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.
   
Информатизация
это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
   
Непрерывность
это процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: