Введение. Департамент Образования города Москвы

Департамент Образования города Москвы

Московский городской психолого–педагогический университет

Кафедра социальной педагогики

«Образовательные учреждения как открытый

Социально-педагогический институт»

(Методическое пособие)

Под ред. В.Г. Бочаровой, В.С.Торохтий

Москва 2005

Содержание

Введение......................................................................................................... 3

Раздел 1. Ведущие тенденции развития отечественной и зарубежной практики деятельности образовательных учреждений «открытого» типа. В.Г. Бочарова 5

Раздел 2. Модель современной школы как открытого социально-педагогического института. В.Г. Бочарова.............................................................................. 23

Раздел 3. Развитие дошкольного образовательного учреждения «открытого» типа. В.Я. Кондратьева..................................................................................................................................................................... 72

Раздел 4. Дошкольные образовательные учреждения и социальное пространство Журкина А.Я., Купач Н.Ю.......................................................................

Раздел 5. Начальная школа………………………………………………………

Раздел 6. Основная школа…………………………………………………….

Раздел 7. Старшая школа ……………………………………………………………….

Раздел 8. Учреждения начального профессионального образования как институты воспитания личности О.Е.Балаева

Раздел 9 Учреждение дополнительного образования: современная «открытая» модель. А.Я. Фомина.................................................................................................. 90

Раздел 10. Средние специальные образовательные учреждения открытого типа Торохтий В.С., Заикина В.В...............................................................

Раздел 11. Высшие учебные заведения: проблемы обучения и воспитания специалистов О.Н.Овсянник....................................................................................

Раздел 12 Перспективы развития школы «открытого» типа в формирующейся системе социальных служб. В.Г.Бочарова.............................................................. 152

Литература.................................................................................................. 169

Введение

На одном из последних Всемирных Конгрессов на вопрос «какой должна быть современная школа?», педагоги разных стран отвечали, что современную хорошую, гуманную школу характеризует, прежде всего, единство действий и широкие коммуникации во всех их структурных элементах. Не должно быть всякого давления и насилия над ребенком (никаких конфликтов, никакой селекции, количественных оценок, стрессовых ситуаций и т.п.). Школа должна не «урезать», а «обогащать» детство. Партнерство, демократический стиль и нормы человеческих отношений признаются органической частью всей педагогической деятельности. Вместо единообразия и обязательности для учащихся должна существовать свобода выбора. Школа должна предполагать различные программы, профориентации, проводить занятия по предметам на основе широкого использования социокультурного и производственного окружения. Хорошую, гуманную школу отличает оптимистический настрой, общая атмосфера, которая характеризуется радостью, стремлением к оказанию помощи, терпимостью, тесными контактами с родителями и социальной средой. Такой школе свойственны демократические принципы самоуправления учащихся, самовоспитание, воспитание в духе общности, социальная ответственность и др. Ее характеризует «открытость», компетентность и активность деятельности по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума.

Разработка новой модели современной открытости гуманной и высокоэффективной школы предъявляет к педагогической науке повышенные требования. В связи с возрастанием роли науки, научного познания значительно расширяются и функции педагогики как науки. Еще совсем недавно она рассматривалась как узкая специальная дисциплина, как удел школьных учителей и воспитателей. Сегодня же педагогика все больше интегрируется с социальной политикой, социологией, психологией, биологическими, юридическими и антропологическими науками. В таком интегрированном виде официальные круги стремятся использовать педагогику в качестве средства стабилизации общества, его гуманизации и демократизации, т.е. как средства решения важнейших социальных проблем, реализации общечеловеческих принципов равенства и свободы.

Недостаточная разработанность научно-теоретических и методических основ социально-педагогической деятельности учреждений образования как целостной открытой образовательной системы приводит к преобладанию классического институционального (учрежденческого) подхода, ограничивающего решение образовательно-воспитательных задач рамками образовательных учреждений (при этом нередко слабо связанных между собой). Вне внимания фактически остается тот нравственно-образовательный потенциал, которым обладает неинституциональная, открытая среда, воспитательные возможности семьи, других социальных институтов, социума.

Органическая взаимосвязь социальных и педагогических аспектов в разрешении образовательно-воспитательных проблем определяет зависимость эффективности деятельности образовательных учреждений от степени их взаимодействия с семьей, повышения приоритетной роли семьи, как главного фактора, обеспечивающего нравственное (или безнравственное) становление человека.

Выход из современной кризисной ситуации в воспитании и образовании сегодня определяется не столько внутренними преобразованиями в образовательной системе, сколько ее открытостью, компетентностью, активной позицией по педагогизации и согласованной деятельности всех субъектов образовательно-воспитательного пространства.

Интегрированные модели образовательно-воспитательных комплексов, рассматриваемые в современной мировой практике как наиболее перспективные, предлагают развитие образовательных учреждений как открытых институтов не только за счет своего собственного потенциала (и тем более за счет перегрузки учителей несвойственными им функциями), а в структуре различного рода социальных служб, интенсивно действующих в настоящее время в большинстве цивилизованных стран мира. Эти службы, как правило, имеют специальную систему их кадрового обеспечения, позволяющую в каждой стране, регионе, в специфических конкретных условиях микросоциума сформулировать наиболее адекватную социокультурным условиям инфраструктуру, сориентированную на решение широкого спектра задач, в совокупности отражающих социальную политику общества по отношению к семье, каждой личности, ее социальную защиту.

Социальные помощники, социальные педагоги, психологи, социальные работники, юристы, аниматоры, медицинские социальные сотрудники и другие дополняют, развивают многоплановую деятельность образовательных учреждений, специалистов, различных ведомств, неправительственных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию взаимосвязи государственно-общественной системы с семьей, личностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: