При подготовке к данному занятию необходимо вспомнить материал модуля «Ферменты» - иметь четкие представления о строении активного центра ферментов-протеидов. При изучении отдельных витаминов особое внимание следует уделять структуре коферментов, в состав которых входит витамин, механизмам участия этих коферментов в каталитических реакциях и попытаться запоминать проявления дисбаланса витаминов как следствие нарушения соответствующих биохимических процессов. Для подготовки к занятию вам предстоит проштудировать довольно большой теоретический материал. Для систематизации ваших знаний попытайтесь запоминать информацию о витаминах в следующем порядке:
1. химическое, физиологическое название витамина, буквенный индекс;
2. химическая структура витамина, его активной формы или кофермента;
3. физико-химические свойства (окраска, растворимость);
4. суточная потребность, наиболее богатые пищевые источники витамина;
5. биохимические функции (конкретный биохимический процесс, в котором участвует витамин, если имеется - структура кофермента и типы катализируемых им реакций);
6. проявления дисбаланса витамина.
Для того, чтобы успешно подготовиться к данному занятию, выполните задания:
| №№ | Задание | Указания к выполнению задания |
| 1. | Изучите общие вопросы о коферментах. | 1. Какой ученый одним из первых указал на связь витаминов и коферментов? 2. Дайте определение понятию кофермент. 3. Приведите классификацию коферментов (нуклеотиды, протопорфирины и др.). 4. Каков характер связи между различными коферментами и апоферментами? |
| 2. | Изучите водорастворимые витамины, имеющие коферментные формы. | 1. Начертите в тетради и заполните следующую таблицу: |
| Витамин | РР В1 В2 В3 В6 В12 Н Фолацин | |
| названия | ||
| Структура | ||
| Суточная потребность | ||
| Основные пищевые источники | ||
| Специфические названия авитаминоза | ||
| Название кофермента, содержащего витамин | ||
| Класс ферментов, содержащих данный кофермент | ||
| 2. Начертите в тетради и заполните таблицу: | ||
| Название кофермента или простетической группы фермента. | Название витамина, входящего в кофермент | Характер групп, которые переносятся при участии |
| 3. Напишите схему окислительно-восстановительных превращений коферментов НАД+ и ФАД. 4. Напишите реакцию образования кофермента ТДФ или ТПФ (тиаминкиназная реакция) и суммарное уравнение процесса декарбоксилирования ПВК и α-кетоглутарата. | ||
| 5. Напишите реакцию образования коферментной формы фолиевой кислоты – тетрагидрофолата. Продемонстрируйте роль ТГФК как переносчика одноуглеродных групп: напишите структуры 5,10-метилен-Н4-фолата, 5-метил-Н4-фолата, 10-формил-Н4-фолата. Напишите механизм процесса переаминирования аминокислот с участием пиридоксальфосфата. | ||
| 6. Напишите структуру кофермента А. 7. Напишите реакцию образования карбоксибиотина. 8. Охарактеризуйте участие метилкобаламина и дезоксиаденозилкобаламина в обмене веществ. |






