Материал данной темы важен для понимания адаптивных реакций организма на различные стрессорные ситуации (боль, травма, болезнь, голод, физические напряжения и др.), для усвоения гендерных различий обмена мужского и женского организма, регуляции половыми гормонами метаболизма и функционирования репродуктивных органов, для знакомства с ролью простагландинов, лейкотриенов, тканевых гормонов в регуляции различных физиологических процессов и их участия в развитии ряда патологических состояний (воспаление, аллергические реакции и др.).
Для усвоения темы, используя учебники, лекции по биохимии и дополнительную литературу, выполните следующие задания:
№№ | Задание | Методические указания к выполнению задания |
1. | Повторите особенности взаимодействия стероидных гормонов с рецепторами. | 1. Охарактеризуйте рецепторные комплексы стероидных гормонов. 2. Представьте схему молекулярного механизма действия стероидных гормонов в клетке. |
2. | Изучите мужские половые гормоны. | 1. Выпишите формулы структуры тестостерона и андростерона. 2. Охарактеризуйте физиологические эффекты тестостерона и влияние на обмен белков и липидов. |
3. | Изучите женские половые гормоны. | 1. Напишите структурные формулы основных эстрогенов: эстрадиола, эстрона и эстриола, и прогестерона. 2. Перечислите физиологические функции эстрогенов и особенности их влияния на обмен веществ. 3. Выпишите физиологические функции прогестерона. 4. Охарактеризуйте динамику изменений содержания эстрадиола и прогестерона в отдельные фазы менструального женщин. 5. Представьте схему взаиморегуляции инкреции по типу обратной связи половых гормонов и гонадотропинов аденогипофиза. |
4. | Изучите гормоны коры надпочечников. | 1. Выпишите основные группы кортикостероидных гормонов. 2. Отметьте какие соединения являются исходными субстратами их биосинтеза и какие гормоны синтезируются в разных зонах коры надпочечников. 3. Назовите белки-транспортеры глюкокортикоидов в плазме крови. 4. Перечислите основные глюкокортикоиды и напишите их структуру. 5. Охарактеризуйте влияние глюкокортикоидов на обмен углеводов: перечислите ключевые ферменты глюконеогенеза, индукция которых контролируется глюкокортикоидами. 6. Охарактеризуйте особенности и направленность действия глюкокортикоидов на обмен белков и липидов. 7. Представьте схему автономной саморегуляции гипоталамо-гипофизарно-кортикальной системы. 8. Выпишите структурную формулу альдостерона – основного минералкортикоида и охарактеризуйте его влияние на водно-солевой обмен. |
5. | Изучите некоторые тканевые гормоны. | 1. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормонов желудочно-кишечного тракта: гастрина, секретина. 2. Отметьте особенности структуры, выработки, регуляции синтеза эритропоэтина. Какова его биологическая функция? 3. Разберите ренин-ангиотензиновую и каллекреин-кининовую систему, участвующие в регуляции тонуса кровеносных сосудов. 4. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормона белой жировой ткани-лептина. |
6. | Изучите гормоны-производные жирных кислот. | 1. Изучите особенности структуры, номенклатуру и классификацию простагландинов и лейкотриенов, пути их образования. 2. Обратите внимание на роль этих соединений в регуляции физиологических процессов (тонус гладкой мускулатуры сосудов и органов, агрегации и дезагрегации тромбоцитов и др.), а также в развитии патологических процессов (медиаторы воспаления и др.). 3. Приведите примеры влияния лекарственных препаратов на биосинтез прастагландинов: аспирин, нестероидные противовоспалительные средства. 4. Выпишите структуры простагландина А2, тромбоксана А2 и лейкотриена А4. |
Подготовьте к занятию протокол лабораторных работ, выписав кратко принцип метода, технику проведения качественных реакций и количественного определения гормона, оставляя место для регистрации результатов и выводов.
|
|
|
|