Методические указания к самоподготовке. Материал данной темы важен для понимания адаптивных реакций организма на различные стрессорные ситуации (боль

Материал данной темы важен для понимания адаптивных реакций организма на различные стрессорные ситуации (боль, травма, болезнь, голод, физические напряжения и др.), для усвоения гендерных различий обмена мужского и женского организма, регуляции половыми гормонами метаболизма и функционирования репродуктивных органов, для знакомства с ролью простагландинов, лейкотриенов, тканевых гормонов в регуляции различных физиологических процессов и их участия в развитии ряда патологических состояний (воспаление, аллергические реакции и др.).

Для усвоения темы, используя учебники, лекции по биохимии и дополнительную литературу, выполните следующие задания:

№№ Задание Методические указания к выполнению задания
     
1. Повторите особенности взаимодействия стероидных гормонов с рецепторами. 1. Охарактеризуйте рецепторные комплексы стероидных гормонов. 2. Представьте схему молекулярного механизма действия стероидных гормонов в клетке.
2. Изучите мужские половые гормоны. 1. Выпишите формулы структуры тестостерона и андростерона. 2. Охарактеризуйте физиологические эффекты тестостерона и влияние на обмен белков и липидов.
3. Изучите женские половые гормоны. 1. Напишите структурные формулы основных эстрогенов: эстрадиола, эстрона и эстриола, и прогестерона. 2. Перечислите физиологические функции эстрогенов и особенности их влияния на обмен веществ. 3. Выпишите физиологические функции прогестерона. 4. Охарактеризуйте динамику изменений содержания эстрадиола и прогестерона в отдельные фазы менструального женщин. 5. Представьте схему взаиморегуляции инкреции по типу обратной связи половых гормонов и гонадотропинов аденогипофиза.
4. Изучите гормоны коры надпочечников. 1. Выпишите основные группы кортикостероидных гормонов. 2. Отметьте какие соединения являются исходными субстратами их биосинтеза и какие гормоны синтезируются в разных зонах коры надпочечников. 3. Назовите белки-транспортеры глюкокортикоидов в плазме крови. 4. Перечислите основные глюкокортикоиды и напишите их структуру. 5. Охарактеризуйте влияние глюкокортикоидов на обмен углеводов: перечислите ключевые ферменты глюконеогенеза, индукция которых контролируется глюкокортикоидами. 6. Охарактеризуйте особенности и направленность действия глюкокортикоидов на обмен белков и липидов. 7. Представьте схему автономной саморегуляции гипоталамо-гипофизарно-кортикальной системы. 8. Выпишите структурную формулу альдостерона – основного минералкортикоида и охарактеризуйте его влияние на водно-солевой обмен.
5. Изучите некоторые тканевые гормоны. 1. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормонов желудочно-кишечного тракта: гастрина, секретина. 2. Отметьте особенности структуры, выработки, регуляции синтеза эритропоэтина. Какова его биологическая функция? 3. Разберите ренин-ангиотензиновую и каллекреин-кининовую систему, участвующие в регуляции тонуса кровеносных сосудов. 4. Охарактеризуйте структуру и биологическую роль гормона белой жировой ткани-лептина.
6. Изучите гормоны-производные жирных кислот. 1. Изучите особенности структуры, номенклатуру и классификацию простагландинов и лейкотриенов, пути их образования. 2. Обратите внимание на роль этих соединений в регуляции физиологических процессов (тонус гладкой мускулатуры сосудов и органов, агрегации и дезагрегации тромбоцитов и др.), а также в развитии патологических процессов (медиаторы воспаления и др.). 3. Приведите примеры влияния лекарственных препаратов на биосинтез прастагландинов: аспирин, нестероидные противовоспалительные средства. 4. Выпишите структуры простагландина А2, тромбоксана А2 и лейкотриена А4.

Подготовьте к занятию протокол лабораторных работ, выписав кратко принцип метода, технику проведения качественных реакций и количественного определения гормона, оставляя место для регистрации результатов и выводов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: