История принятия и основные положения Конституции СССР 1936 г

В феврале 1935г. Пленум ЦК ВКП (б) выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию СССР ~ ССС принял соответствующее положение и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию под председательством Сталина. В мае 1936г проект был подготовлен. 5.12.1936г. Чрезвычайный VIII ССС постатейным голосованием, а затем в целом единогласно утвердил проект К СССР. День принятия К СССР – 5.12. – был объявлен всенародным праздником.

Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.

Глава I рассматривала вопросы общественного устройства (ст.1-12). Гос. руководство обществом осуществлял рабочий класс. Полит. основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Эк. основу составляли соц. система хозяйства и соц. собственность на орудия и средства произ-ва. Соц. собственность выступает в 2-х формах: гос. и кооперативно-колхозной. Наряду с соц. системой хозяйства допускалось мелкое частное, основанное на личном труде, хозяйство. Хоз. жизнь страны определялась гос. народнохозяйственным планом. К СССР закрепила принцип: «от каждого по способности, каждому – по труду» и правило: «кто не работает, тот не ест».

Глава II определяла гос. устройство (ст.13-29). Закреплялись принципы советского соц. федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет последних. Ведению СССР подлежали: вопросы, касающиеся м/народных отношений Союза и расширения границ; контроль за соблюдением К СССР; организация обороны и руководство всеми Вооруженными Силами СССР; установление общих планов и бюджета; всякие кодексы и др. все остальное относилось в к ведению союзных республик. Устанавливалось единое союзное гражданство.

В главах III-VIII рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом власти Союза стал Верховный Совет СССР (ВС), избиравшийся на 4 года. Этот законодательный орган состоял из двух палат: Совет Национальностей и Совет Союза, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза избирался гражданами по норме – 1 депутат на 300 тыс. человек. Совет Национальностей – по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Все депутаты обладали неприкосновенностью. К СССР устанавливала сессионный порядок работы ВС, созыв его очередных сессий предусматривался 2 раза в год, а внеочередных – по усмотрению Президиума ВС СССР или по требованию одной из союзной республик.

Высшим органом власти в период м/у сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум ВС СССР (ПВС), избиравшийся на совместном заседании 2-х палат. ПВС давал толкование законам, издавал указы, распускал ВС СССР при отсутствии согласного решения 2-х его палат и назначал новые выборы; производил референдум; отменял постановления СНК, осуществлял право помилования; награждал орденами и присваивал почетные звания СССР и др.

В главе V определялась компетенция Правительства СССР – СНК, являвший высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. СНК образовывался ВС СССР. Его постановления и распоряжения были обязательными на всей территории СССР. СНК объединял и направлял работу 8 общесоюзных и 10 союзно-республиканских наркоматов.

Такое же строение высших органов было в республиках.

В главе IX были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. Правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами, создаваемыми по постановлению ВС и народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция провозглашала принцип независимости судей, который на практике часто нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственным им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагался на Прокурора СССР. Он назначал республиканских, краевых, областных прокуроров, а также прокуроров автономных областей и республик сроком на 5 лет.

В главе X закреплялись основные демократические права, свободы и обязанности граждан СССР. Права и свободы такие же как у нас сейчас + материальное обеспечение старости, свобода митингов и собраний, право на объединение в общественные организации, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу. В ст. 126 закреплялась руководящая роль ВКП(б). К СССР устанавливала гарантии прав и свобод граждан.Обязанности: соблюдать К СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила соц. общежития, беречь и укреплять соц. собственность.

Глава XI была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательного права.

В главе XII говорилось о гербе, флаге и столице СССР.

Глава XIII посвящалась порядку изменения Конституции СССР, согласно которому она могла быть изменена лишь по решению ВС СССР, принятому большинством (не менее 2/3) голосов в каждой из палат.

Самая демократическая конституция в мире!

55. Развитие советского государственного аппарата в 1920-е –1930-е. Реформы правоохранительных органов.

Органы власти и управления союза строились с учетом опыта накопленного республиками и в особенности РСФСР. В силу этого их структура и организация были аналогичны республиканским. Самый важным и первый по возникновению орган выражающий верховенство народов – съезд советов СССР. В ходе подготовки образования СССР выдвигалась идея, что верховным органом власти должен быть ЦИК, однако на заседании комиссии ЦК РКПБ в ноябре 22 было решено что таким органом может быть только съезд советов. 1 съезд советов принял решение об образовании СССР, тем самым стал его высшим органом власти. Делегаты на всесоюзный съезд избирались губернскими съездами советов. В республиках – на республиканских съездах советов. 1 депутат на 25 тыс избирателей. Таким образом союзные республики были представлены пропорционально их населению. В компетенцию ВССССР входили все без исключения вопросы которые конституцией были отнесены к исключительному ведению союза. В период между съездами советов верховным органом власти являлся ЦИК. Он был двухпалатным. 1 – союз совета, 2 – союз национальностей. Обе палаты были равноправны. Законопроект получал силу закона лишь в том случае если его приняла каждая из палат. По конституции ЦИК собирался 3 раза в год. В период между сессиями ЦИК высшим зкнд и исполнит органом был президиум ЦИК СССР, Образовывался из президиума Союзного совета и совета национальностей. Правительством СССР был СНК, формируемый ЦИК. Отраслевая деятельность принадлежала народным комиссариатам.

В 24-25гг в союзных республиках изданы новые положения о местных советах, уточнявшие и расширявшие их права.

По конституции ССР – ВСНХ рассматривался как объединенный наркомат, который руковод ВСНХ союзных республик, подчинявшимся одновременно своим ЦИК И СНК. В 29 г система руководства сельским хоз-вом союзных республик усовершенствована. Назрела необходимость создания единого центра по руководству сельхоз-вом.

Органы гос безопасности и рабоче-крестьянской милиции.

За годы войны полномочия ВЧК вышли за рамки исключительно обеспечения гос безопасности. И даже после войны на ВЧК продолжали возлагать новые обязанности. Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен 9 всероссийским съездом советом еще в декабре 21. В 22 г ВЧК была просто упразднена. Однако вместо неё тут же в составе НКВД был создан новый орган – гос. Полит управление – ГПУ, которое приняло на себя все функции охраны гос безопасности. С образованием СССР органы гос безопасности объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 24 г предусматривала создание Объединенного ГПУ. – ОГПУ, которое руководило соответствующими органами в союзных республиках. В работой ВЧК и ГПУ тесно связана и деятельность милиции. На милицию было возложено поддержание порядки и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов советского государства, охрана учреждений, предприятий и тп.. Большую роль сыграла милиция в борьбе с хоз и должностными преступлениями. В 25-26 гг ей вменили в обязанность оказание содействия органам гос управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов и др. Вообще ф-ии милиции все больше расширялись и доходило вплоть до абсурда (борьба с клопами и тараканами). Кроме того дело усугублялось постоянным сокращением штата милиции.

58. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.).

Установился режим личной власти Сталина, который совмещает посты ген. секретаря ЦК, Председателя СНК и Ставки Военного Совета. 30.06.1941г. образовывается Гос. комитет обороны (ГКО) и наш пострел везде поспел, Сталин и там стал председателем.

Конституция 1936г. не предусматривает порядка осуществления гос. власти в период военного времени. ГКО принимает Постановления, которые обладают высшей юр. силой. Гос. органы всех уровней обязаны подчиняться ГКО, который руководил деятельностью наркоматов по вопросам военного хозяйствования. ГКО разрабатывал планы эвакуации, решал задачи военно-полит. характера. ГКО было упразднено Указом ВС СССР от 4.09.1945г. наркоматам предоставлялось право самостоятельно распределять ресурсы.

Для решения особо важных проблем при ГКО создаются спец. комиссии. 24.06.1941г. создается Совет по Эвакуации, 1942г. – центральный штаб партизанского движения.

ВС и Президиум СНК помогают ГКО в решении проблем. ВС принимает закон о расширении прав союзных республик, СНК – это исполнительный и распорядительный орган, подчиненный ГКО.

Местные советы действовали в тылу, следили за проведением эвакуационных мероприятий, реализовывали постановления СНК, привлекали население к трудовой повинности, задерживали подозрительных лиц, устанавливали нормы отпусков.

Указом ВС «О военном положении» от 22.06.1941г. власть передавалась военным властям – военным советам фронта.

Гос. комитеты: образуется более 60 комитетов при ГКО. В комитет входили: 1-ый секретарь горкома партии, председатель горисполкома, начальник управления НКВД и военный комендант. Комитеты объявляли город на осадном положении, руководили разминированием полей.

Судебные органы. 22.06.1941г. ВС издает Указ «О военном положении» ~ в местах, объявленных на военном положении, все дела рассматривали военные трибуналы (Вт). Штаты военных трибуналов утверждались НКЮ. В них входили: 3 постоянных члена и народные заседатели. Компетенция Вт: преступления против обороны и гос. безопасности, уклонение от воинской повинности, самовольный уход с работы, распространение тревожных слухов среди населения. Дела, не подсудные Вт, рассматривались судами в соответствии с Законом «О судоустройстве».

Прокуратура. Расширяется компетенция военных прокуроров: надзор за исполнением постановлений ГКО, директив партии и Постановлений СНК. Осуществление общего руководства над военными и гражданскими прокурорами осуществлял Ген. прокурор СССР.

Органы гос. безопасности. В 1941г. орган контрразведки превращается в особый отдел при НКВД. В 1943г. образуется постановлением ГКО особый орган контрразведки – «СМЕРШ», который помогал партизанам и добывал свежую информацию о планах противника. Милиция изменениям не подверглась. Ее органы содействовали властям в привлечении граждан к трудовой повинности, выявляли дезертиров.

Вооруженные силы. 23.06.1941г. по решению СНК и ЦК создается Ставка главного командования, которая осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами. Оперативный орган – Ген. штаб, осуществлявший сбор и обработку данных об обстановки на фронте.

Советское право в период Великой Отечественной войны:

Гражданское: На территории, оккупированной врагом, советское законодательство считалось не действительными. В обязательственном праве сужались договорные отношения, расширялось применение административных методов. Война не являлась освобождением от обязательств.

Семейное: 21.11.1941г. вводится налог на холостяков. В 1943г. принимаются НПА об опеке. Указом ВС СССР от 8.07.1944г. «Об увеличении помощи беременным и многодетным одиноким матерям» вводится медаль «Мать – героиня». Отменяется судебный порядок установления отцовства. Развод осуществлялся в судебном порядке в 2 стадии: 1) народный суд применял меры по примирению супругов; 2) развод и девичья фамилия в случае неудачи народного суда.

Трудовое: 22.06.1941г. Указ ВС «О военном положении», согласно которому гос-во имело право привлекать граждан к трудовой повинности. Увеличена мера труда, сверхурочные работы – до 3 ч. Отменяются дополнительные и очередные отпуска, исключение составляли болезнь и беременность. Согласно указу ВС от 13.02.1942г. «О мобилизации трудоспособного населения на период военного времени» трудоспособными объявлялись женщины от 16 до 45 лет, а мужчины 16-55 лет. За уклонение от работы наступала уголовная ответственность.

Колхозное: цель колхозов – обеспечивать продовольствием и сырьем, укреплять трудовую дисциплину. Никаких принципиальных изменений я не нашла.

Уголовное: Действовали нормы довоенного права и нормы права периода войны. За распространение тревожных слухов среди населения следовало лишение свободы от2 до 5 лет. В 1943г. введена уголовная ответственность начальников за незаконное награждение. За разглашение гос. тайны или утрату документов, содержащих гос. тайну должностные лица сидели на хлебе и вине в тюряге 10 лет, а гражданские – 3 года. Отсрочка наказания была для тех, кто шел на фронт, а тех, кто там еще и отличился, ожидало на Родине помилование.

59. Советский государственный аппарат в послевоенный период (1945–1985 гг.).

Послевоенный период

Сразу по окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные к жизни потребностями военного времени. Так Функции ГКО были переданы СНК. Военно-промышленные наркоматы были преобразованы в органы управления мирными отраслями производства. То есть намечается вполне естественная общая тенденция – демилитаризация, переход к гражданскому, а не военному регулированию жизни общества. В 1946 г. в марте был принят закон о преобразовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства. Официально это объяснялось тем, что старое название недостаточно полно отражало реальное положение дел, реальную компетенцию и ответственность. Однако по существу это было просто переименование.

Кроме того наметилась тенденция к укрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. Так в феврале 47 в стране было 36 общесоюзных и 22 республиканских министерства. Хотя вскоре процесс дифференциации ведомств меняется на обратный. Происходит объединение министерств, и к марту 40 уже 28 общесоюзных и 20 республиканских. Кроме того процесс совершенствования системы органов гос управления происходил не только за счет количественного, но и за счет качественного изменения, то есть перераспределения компетенции между органами.

Советский государственный аппарат в годы хрущевской оттепели в 1950-1960е года

Прежде всего стала восстанавливаться законность. Началась реабилитация невинно пострадавших.

Перестройка была обусловлена стремлением к демократизму и преодолением централизма.

Чистка партии и полиции ~ удалены все сподвижники Сталина, в т.ч. и Берия (12.1953г.).

Был восстановлен партийный и прокурорский надзор над органами внутренних дел и гос. безопасности. Были ликвидированы органы чрезвычайного назначения. Механизм гос. безопасности был лишен всякой автономии. В 1954г. был учрежден Комитет гос. безопасности (КГБ) при СМ СССР, во главе с Серовым. «Тройки» были упразднены. «ГУЛАГ» перешел в подчинение Минюста. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем МВД в союз. республиках. В 1956г. Минюст упразднен, его функции были переданы верховному суду.

В 12.1955г. была организована Комиссия по реабилитации заключенных под руководством Поспелова.

В целях дальнейшего улучшения народнохозяйственного планирования и учета запросов союзных республик постановлением Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 11.02.1957г. была образована экономическая комиссия Совета Национальностей.

В 1957г. отраслевой принцип управления пром-тью был заменен территориальным ~ децентрализация. Созданы советы народного хозяйства, для чего страна была поделена на 105 эк. Административных районов. Гос. комиссия СМ СССР по перспективному планированию народного хозяйства в Гос. плановый комитет СМ СССР. 11.1962г. частичное восстановление отраслевого управления хоз-вом посредством образования системы госкомитетов. Разделение парт. и гос. на промышленные и с/х. С 1962г. создавались комитеты по с/х. В 1962г. был образован Высший советнародного хозяйства.

Середина 60х – середина 80х.

Этот период характеризуется большей степенью слияния гос и партийного аппарата, фактически решения сначала принимались на партийном уровне затем на союзном, в смысле государственном.

Происходили значительные изменения в советах. Так краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединились в единые (согласно указу президиума ВС РСФСР от 21 ноября 1964г).

Расширяется круг постоянных комиссии советов. Если до 1966 года Совет Союза Верховного совета СССР имел 4 постоянные комиссии а Совет Национальностей – 5, то после – каждой палатой ВС СССР было создано по 10 а в последующие годы еще по 6 постоянных комиссий. Так была создана постоянная комиссия по делам молодежи. Комиссии образовывались по основным направлениями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также по тем или иным вопросам деятельности ВС.

Эти комиссии могли контролировать деятельность центральных органов управления и местных органов власти.

Конституция 1977 не внесла принципиальных изменений в систему Советов, однако было изменено само название органов власти. Советы депутатов трудящихся теперь были названы Советами Народных Депутатов, что было более точным.

Касательно отраслевого управления – от территориального управления здесь вновь перешли к системе отраслевых ведомств. Совнархозы и их объединения были упразднены и заменены вновь министерствами, гос комитетами и тп, что позволило преодолеть расцвет местничества..Однако централизация была возрождена лишь с полной ликвидацией совнархозов и восстановлением системы отраслевых ведомств. Основная группа промышленных ведомств была воссоздана сразу, однако и впоследствии они снова ликвидировались и реорганизовывались. Так, в 1967 г. было образовано общесоюзное Министерство медицинской промышленности СССР, в 1968 – Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР было разделено на два. В 1972 Комитет по кинематографии при СМ СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный Комитет СМ СССР по кинематографии и т.д. Преобразования ведомств не носили массового и постоянного характера.

Хозяйственная реформа 1965г. привела к определенному расширению прав предприятий, в том числе в области планирования и материального стимулирования рабочих и инженерно-технического персонала. Последнее повлекло за собой повышение уровня заработной платы в промышленности, однако рост номинальной зп не привел к соразмерному повышению уровня производства.

Многочисленные нагромождения партийных, гос и гос- партийных органов были упразднены. В марте 1965 ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «о повышении роли министерства сель хоз в СССР в руководстве колхозным и совхозным производством» - оно восстанавливало те функции министерства, которые оно имело до хрущевских реформ. Ф-ии мин сель хоз Хрущев пытался ограничить лишь вопросами научно-технического прогресса в сель хоз и само это министерство вообще он выселил из Москвы. Однако этот эксперимент не удался и министерство вернули на прежнее место.

В 1966 был упразднен союзный комитет по сель хоз. В 1969 был образован союзный Совет колхозов. В 1982 – образованы новые органы управления агропромышленным комплексом.

Касательно правоохранит органов – в 1966 было вновь создано Министерство охраны общественного порядка ССР, позже переименованное в МВД. Кроме того подверглись реорганизации и контрольные органы. С 1965г органы народного контроля стали уже чисто государственными, хотя усиленное партийное руководство сохранялось в них.

60. Общая характеристика развития советского законодательства в послевоенный период (1945 – 1985 гг.)

общая тенденция развития права не изменилась.

Гражданскоеи хозяйственное право: В послевоенные годы договор, как средство правового оформления хозяйственных связей в обобществленном секторе, вновь получает широкое распространение. В постановлении СМ СССР от 21 апреля 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров» подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами. Наряду с системой генеральных и локальных договоров, являвшейся в тот период основной, в некоторых отраслях народного хозяйства, в частности, в торговле, применялись и прямые договоры. Развернулась борьба с бездоговорными поставками. Здесь большую роль сыграли органы арбитража, отказывавшие в исках при отсутствии договора.

Гражданское право внесло свой вклад в решение такой острой проблемы, как обеспечение населения жильем. 26.08.1948 г. Президиум ВС СССР издает указ «О праве граждан на покупку, строительство индивидуальных жилых домов», а СМ СССР принимает соответствующие постановления. На основании чего граждане имели право построить или купить на праве личной собственности как в городе, так и вне его один жилой дом в один или два этажа с числом комнат от 1 до 5, общей площадью, не более 60 м2. Исполкомы местных Советов обязывали отводить земельные участки под строительство. При этом отпадала необходимость в институте застройки, предусмотренной законодательством 20-х годов. Названные акты имели практический успех: гражданами было построено значительное количество жилой площади. Государство оказывало помощь населению путем предоставления кредитов.

Трудовое право: С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума ВС СССР от 30.06.1945г. восстанавливались с 1.07.1945г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства. Восстанавливалось действие норм трудового права, которые в военное время не применялись, в том числе система коллективных договоров на предприятиях между администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов (февраль 1947 г.). Кол. договоры касались выполнения и перевыполнения государственных планов, материально-бытовых условий жизни трудящихся и их культурного обслуживания, укрепления трудовой дисциплины и т. д. В учреждениях в отличие от довоенного времени коллективные договоры теперь не заключались. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское государство вновь вернулось к решению вопроса о привлечении кадров в промышленность, строительство и других отраслей народного хозяйства через систему организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками.

Трудовое право в первые послевоенные годы решало очень важную проблему — трудоустройство демобилизованных из армии и флота, которых к сентябрю 1945 г. насчитывалось уже 3,8 млн. В соответствии с законом, принятым еще 23 июня 1945 г., местные органы Советской власти, а также руководители предприятий и учреждений обязывались в месячный срок предоставить демобилизованным работу с учетом их специальности. Советы сельской местности и правления колхозов должны были также помочь демобилизованным в налаживании хозяйства. В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда. Повышалась роль профсоюзных организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 г. обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. Обкомы профсоюзов должны были проверять обоснованность, устанавливать причины сверхурочных работ и делать все для ликвидации условий, их порождающих. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и подростков.

Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от21 июня 1949 г. был установлен обязательный медицинский осмотр всех работающих на предприятиях с вредными условиями труда. Постановление Президиума ВСЦПС от 8 февраля 1951 г. предписывало создание общественных комиссий охраны труда при ФЗМК. По Указу Президиума ВС СССР от 19.05.1949 г. для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу. Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 г. рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.

Семейное право: в 1948г. запрещаются браки с иностранцами.

Колхозное право: После войны сельское хозяйство находилось в особенно тяжелом положении. К разрушениям, вызванным войной, прибавились последствия сильной засухи 1946 г. на значительной территории европейской части СССР. Естественно, что гос-во и партия неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского хозяйства. Принятые НПА по этому поводу определяли развитие колхозного права. Существенных изменений не было, однако многократно предпринимались попытки укрепить колхозы, навести в них порядок, повысить производительность труда. 19.09.1946 г. СМ СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьёзные недостатки: разбазаривание общественных земель колхозов, неправильное назначение трудодней лицам, которые не занимались производительным трудом в артелях, отмечались факты нарушения демократических принципов управления колхозными делами. За период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества, растащенного как руководителями, так и самими колхозниками. Этим же Постановлением для наблюдения за выполнением Устава с/х артели был учрежден Совет по делам колхозов при Прав-ве СССР. В целях поднятия урожайности, усиления ответственности МТС и колхозов за недоброкачественное выполнение всех сельскохозяйственных работ СМ СССР утвердил 27.01.1948 г. типовой договор МТС с колхозами. Постановление СМ СССР и ЦК ВКП(б) от 19.04.1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в Колхозах» рекомендовало примерные нормы выработки и единые расценки в трудоднях, предусматривало планирование затрат трудодней, порядок оплаты труда колхозников и руководящего состава колхозов. 3 сентября 1948 г. СМ СССР принял Постановление, рекомендовавшее колхозам сократить излишние должности административного и обслуживающего персонала, чтобы на их оплату расходовать не более 3—8% общего числа выработанных трудодней в году.

Колхозное право также уделяло большое внимание и рычагам Морального стимулирования труда в колхозах. С 1947 по 1948 г. был принят ряд Указов Президиума ВС СССР, содержавших конкретные показатели, за выполнение которых присваивали высокое звание Героя Социалистического Труда и Предусматривалось награждение орденами и медалями. В 1950, г. было решено провести укрупнение колхозов. Постановление СМ СССР от 17 июля 1950 г. «О мерах в связи с укрупнением мелких колхозов» регулировало вопросы землепользования, землеустройства, финансирования, возникшие в ходе укрупнения колхозов. Постановление СМ СССР от 26.04.1950 г. указывало, что изменение границ колхозных земель, их слияние и разукрупнение должны производиться лишь с согласия не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели. В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации.

Уголовное право: Кардинальных изменений в этой отрасли права в послевоенный период не происходит. Можно лишь отметить одну общую тенденцию — определенное усиление репрессий. В 1947 г. была даже отменена смертная казнь. Однако эта отмена продержалась не долго — уже в 1950г. за государственные преступления (измена Родине, шпионаж, диверсии) смертная казнь была восстановлена. Для повышения бдительности, усиления охраны государственной тайны Президиум ВС СССР 9.06.1947 г. издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». Государство делает новую попытку усилить борьбу с имущественными преступлениями, причем теперь внимание обращается на охрану не только общественной, но и личной собственности. 4.06.1947 г. были приняты два указа Президиума ВС СССР «О хищении государственного, общественного и личного имущества». Согласно 1-ому указу кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества карается заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; при квалифицирующих признаках лишение свободы повышалось до 25 лет. За хищение общественного имущества сроки лишения свободы были несколько меньше, но верхний предел их достигал 20 лет. По Указу устанавливалась ответственность даже за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества. 2-ой Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Недонесение о разбое также каралось. Указ Президиума ВС СССР от 7.04.1948 г. «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона» значительно ужесточил наказания за эти преступления. На усиление защиты чести, здоровья, жизни граждан были направлены Указы Президиума ВС СССР от 4.01.1948 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование» и от 14 февраля 1953 г. «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах».

Финансовое право: война приводит страну к экономическому упадку ~ эмиссия $. З/п не растет, а цену растут. В 12.1947г. проводят денежную реформу ~ деноминация (1 новый руб. = 10 старым), для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов надбавка к з/п.

В эти годы происходит интенсивное развитие общесоюзного зак-ва в пределах компетенции СССР. В союзных республиках на базе основ и др. общесоюзных норм проводилась кодификация законов и издание иных НПА.

Гражданское право. 8.12.1961г. Верховный Совет СССР принял «Основы гражданского зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, содержавший основополагающие нормы гражданского права. В них говорилось о задачах советского гражданского зак-ва, об отношениях, которые оно регулировало, об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, о защите этих прав, защите чести и достоинства, о праве собственности, обязательственном праве, авторском и наследственном праве. В 1963-1964гг. на базе Основ в союзных республиках были приняты гражданские кодексы.

В 1963г. в союзных республиках были приняты жилищные кодексы. 24.06.1981г. ВС СССР принял «Основы жилищного зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший жилищные и связанные с ними общественные отношения.

Семейное право. В 1965г. был упрощен порядок развода. Теперь вопрос о расторжении брака решал народный суд. 27.06.1968г. ВС СССР принял «Основы зак-ва СССР и союзных республик о браке и семье» - общесоюзный законодательный акт, регулирующий брачно-семейные отношения. Задачами зак-ва о браке и семье является согласно Основам укрепление советской семьи. Подчеркивалось равноправие мужчины и женщины в семейных отношениях. Основы регламентировали порядок и условия заключения и расторжения брака, личные и имущественные отношения супругов, взаимные права и обязанности членов семьи, вопросы усыновления, опеки и попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния. Законным признавался брак, заключенный в ЗАГСе. Брачный возраст – 18 лет. Закреплялась общность имущества, которое супруги нажили вместе. Восстанавливался порядок установления отцовства и определялись условия этого установления. В 1969-1970 гг. в союзных республиках были приняты кодексы о браке и семье.

Трудовое право. В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих и служащих на 7- и 6-часовой рабочий день. В 1966-1967гг. была введена 5-дневная рабочая неделя. 15.07.1970г. ВС СССР принял «Основы зак-ва о труде» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший трудовые отношения рабочих и служащих. Минимальный трудовой возраст – 16 лет. В целях укрепления трудовой дисциплины в 12.1979г. было принято постановление «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хоз-ве». В 1783г. был принят закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями.

Природоохранительное право. 27.10.1960г. был принят закон «Об охране природы в РСФСР» в целях усиления охраны природы, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Природоресурсное право. Мерам улучшения охраны природы и рационального использования природных ресурсов был посвящен НПА, принятый ВС СССР в 1972г. 9.07.1975г. ВС СССР принял «Основы зак-ва СССР и союзных республик о недрах», регулировавший общественные отношения в области использования и охраны недр. В 1977г. ВС СССР одобрил «Основы лесного зак-ва СССР и союзных республик», регламентировавший общественные отношения в области использования, воспроизводства и охраны лесов.

Земельное право. В 1968г. ВС СССР принял «Основы земельного зак-ва СССР и союзных республик» - общесоюзный законодательный акт, регулировавший общественные отношения в области использования и охраны земель.

Колхозное право. В 1969г. был принят новый Примерный устав колхозов, обобщивший опыт развития колхозов с 1935г.

Водное право. 1970г. ВС СССР одобрил «Основы водного зак-ва СССР и союзных республик», регулировавший водные отношения.

Уголовное право. 25.12.1958г. ВС СССР принял «Основы уголовного зак-ва СССР и союзных республик», определявшие принципы и основные положения советского уголовного права. В 1961г. принимаются указы «Об усилении борьбы за особо опасные преступления», «Об ответственности за приписки в планах». В 1962г. принимаются Указы «Об усилении ответ-ти за посягательства на жизнь, здоровье», «Об усилении ответ-ти за изнасилование», «Об усилении ответ-ти за взяточничество». Особое место занимает Указ от 4.03.1965г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления». В 1971г. суды получили право при определенных обстоятельствах применять условно-досрочное освобождение. Указы 1971 и 1977г. расширили применение условного осуждения с обязательным привлечением осужденного к труду. Указ 1981г. усиливал ответственность за хулиганство. С 1985г. в числе мер борьбы с пьянством предусматривались и уголовные.

61. Конституция СССР 1977 г. Основные положения и политико-правовая оценка.

Новая Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы и 174 статей. В качестве конечной цели деятельности советского государства К СССР закрепляла построение бесклассового коммунистического общества, основанного на коммунистическом самоуправлении. Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного гос-ва». Сохранялся неизменным принцип народовластия, осуществляемого через Советы народных депутатов, как полит. основы СССР. Экономическую основу составляла социалистическая собственность на средства производства в форме гос. и колхозно-кооперативной собственности. Ст. 6 К СССР закрепляла КПСС в качестве руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его полит. системы.

Наиболее важные и основные положения К СССР 1977 г.:

I. Советы депутатов трудящихся переименованы в Советы народных депутатов, что якобы соответствовало сути современного гос-ва, которое является общенародным и отражает интересы всего народа;

II. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличен до 5 лет, а местных советов – до 2,5; закреплена обязанность советов регулярно информировать население о своей деятельности, отчитываться перед избирателями;

III. Закрепляла новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум.

IV. С большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод; значительно расширена система полит. и соц-экономических прав, в т.ч. впервые закреплено право на жилище, медицинское обслуживание, на участие в управлении гос. и общественными делами, на обжалование действий должностных лиц в суде; «неразрывная связь» прав и обязанностей;

V. Выделена социальная глава «Социальное развитие и культура», закрепившая принципы гос. политики в соц. культурной сфере, в т.ч. обязанность гос-ва способствовать усилению социальной однородности общества, стиранию классовых противоречий;

VI. Уточнены и конкретизированы полномочия центральных и местных органов, министерств и ведомств;

VII. Право каждой союзной республики на выход из состава СССР.

62. Советское государство и право в годы перестройки (1985 – 1991 гг.).

Основные вехи развития. 1985г. Горбачев становится генеральным секретарем КПСС. В 02.1986г. он объявляет о необходимости реформирования экономической, социальной, политической и культурной сфер жизни. 1988 – расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, развитие частной инициативы и предпринимательства, но появились талоны ~ дополнительная эмиссия $. Было разрешено предприятиям самим устанавливать цены.

В полит. сфере разрушаются идеалы. Демократическая общественность требует ликвидации ст.6 К СССР ~ в 1988г. XIX парт. конференция, делается заявка о реформировании всей полит. системы. 1.12.1988г. Верховный Совет объявляет о создании нового высшего органа – Съезд народных депутатов СССР. 03.1990г. III съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. 1990г – парад суверенитетов ~ провозглашается приоритет республиканских законов над общесоюзными. В 12.1990г. Пленум выступил с предложением принять новый союзный договор с учетом деклараций о суверенитете республик, но новое гос-во должно быть социалистическим. Но союзные республики этого не хотели и ввели у себя пост президента. 23.07.1991г. «новоогаревский процесс» - новый союзный договор суверенных государств был подписан 9 республиками и Горбачевым «9+1». На 20.08.1991г было назначено подписание договора, по которому СССР утрачивал большую часть своих полномочий, но ГКЧП 18.08.1991г. взял всю полноту власти в РСФСР и помешал этому. Горбачев и 9 союзных республик подготовили проект о полном реформировании высших органов гос. власти, V съезд народных депутатов – против и постановляет о том, что президент СССР не имеет реальных властных полномочий, вся власть переходит к республикам. 8.12.1991г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали договор об образовании СНГ. 21.12.1991г. к договору присоединяются другие республики, кроме Прибалтики и Грузии.

Высшие органы гос. власти:

v Съезд народных депутатов – полновластный орган, утверждающий гос планы, программы, формирует общесоюзные органы, утверждает председателя, генерального прокурора. Собирается 1 раз в год, конституцией предусмотрен внеочередной съезд народных депутатов.

v Верховный Совет СССР (ВС) – законодательный, исполнительный, контролирующий орган власти, состоящий из двух палат: совет союза и совет национальностей. Подчинялся съезду народных депутатов и собирался 2 раза в год. Ему подчинялись все силовые министерства и ведомства.

v Президиум ВС СССР – утратил часть своих полномочий.

v Комитет конституционного надзора СССР – избирался на 10 лет, работал в области права и политики, не имел права отменять какие-либо НПА, противоречащие К СССР. В случае выявления им несоответствия в НПА, должен был заявить об этом. Напоминал прокуратуру.

v Совет Министров – исполнительный орган, предоставлявший программу и отчет о своей деятельности для ВС СССР 1 раз в год, затее превратился в комитет министров.

v Президент – должен был избираться в ходе прямых, тайных, всеобщих, равных выборов. Хотя Горбачев избирался на съезде 15.03.1990г, председателем которого был сам. Президент признавался главой государства, получал больше полномочия: отклонять законы, ставить перед съездом народных депутатов вопросы, создавать новые гос. структуры, был высшим исполнительным и распорядительным органом власти, совмещал высшую парт. и гос. должности.

Государственное устройство. Все республики повалили из СССР. Он сохранил свое значение только в военном деле и экономике: защищал суверенитет и границы республик, координировал органы госбезопасности, формировал общегос. рынок и проводил кредитную политику.

Политический режим. Расширяются политические и гражданские права граждан, они всякие объединения могли создавать. Исчезает цензура, усиливается общественный контроль за деятельностью гос. органов ~ шаг к демократии.

Законодательство. 1985-1989 действующая система права не изменяется, а совершенствуется. Самые значительные изменения происходят в К СССР: расширяются права предприятий, изменения в системе управления, кооперативное движение, демократизация выборов. 1990-1991 принято более 100 законов, большая часть связана с правовой реформой, созданием правового гос-ва рыночными отношениями. Самая главная (на мой взгляд) отмена ст.6 К СССР. Основные направления законодательной деятельности ВС СССР: 1) экономическая реформа и переход на рыночные отношения, 06.1990г. «Программа 500 дней» - «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике СССР (Явлинский, Шаталин); 2) законы, направленные на реализацию полит. прав и свобод граждан; 3) законы, регулирующие деятельность высших органов гос. власти, органов местного самоуправления; 4) законы по совершению деятельности правоохранительных органов.

63. Советское государство: возникновение, природа и этапы развития.

Социальный, экономический и политический кризисы, Первая Мировая война, отсутствие твердой гос. власти, замедленный характер реформ, нарастание революционных настроений, возникновение Советов как органов власти.

Природа (тип и форма) государства. Тип государства.

Несколько точек зрения: Зюганов (сер. XIX века) – евразийское гос-во; восточное или восточно – западное; социалистическое. Социалистическое гос-во – это партийное гос-во с общественной (публичной) собственностью на средства производства; с архаической формой хозяйствования и организацией сбыта; АКС управления; отсутствием классов и частичных гражданских и полит. прав; в таком гос-ве отрицается разделение властей и система сдержек и противовесов и производство основывается на энтузиазме людей.

Форма государства: форма правления.

Несколько точек зрения. Советская республика ~ отрицается разделение властей и система сдержек и противовесов, объединение всех ветвей власти в советах, депутатский корпус принимает, исполняет и следит за исполнением законов. Идеологическая основа – социоцентризм. Мощная исполнительная власть, советы организуются как единая вертикаль, все находится под контролем жестким гос-ва.

Партийное государство ~ назначение на посты только по решению партии, по спец. спискам: список № 1 – по решению политбюро, секретариата ЦК КПСС, список № 2 – по решению отделов ЦК КПСС и других партийных подразделений. Советская республика – фантик, а партийное гос-во – конфетка. Реальная власть в гос-ве у партии. Мощная централизованная система.

Империя ~ властная структура партии, иерархия власти похожа на имперскую (XIX в.). Республиканские парт. комитеты имели маленькую автономию. Несколько точек зрения: *западные ученые СССР – империя; *Баталов империя – монархическое гос-во, возглавляемое монархом, в

СССР нет монарха ~ это не империя; *Бердникова СССР – колониальная империя. Признаки СССР как империи: включение в данную этно-социо-полит. группу других этно-социо-полит. групп; насильственный метод включения; цель СССР – сведение всех народов в единую суперимперию с реально действующей АКС, единой идеологией, единой общественной собственностью, подкрепленной террором.

Форма государственного устройства: унитарное.

Это государство, административно-территориальные единицы которого не имеют полит. самостоятельности. В таком гос-ве одна система органов гос. власти, одно гражданство, одна правовая система. Основано на сильной централизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: