double arrow

Эллинистический период античной философии

Эллинистический период (IV – II вв. до н.э.) охватывает время установления гегемонии Македонии в греческом мире и окончательного упадка городов-полисов, вплоть до полной потери свободы Грецией, ставшей в 147 г. до н.э. римской провинцией. Собственно эллинская (греческая) культура, войдя в соприкосновение с культурами так называемых варварских народов, перестала быть достоянием лишь греческой жизни и обрела международную значимость, став эллинистической. Произошли существенные сдвиги в духовной жизни самого греческого общества:

1) установление нестабильных монархических режимов на осколках бывшей империи Александра Македонского породило психологию и идеологию "поданного", взамен "гражданского самосознания". "Отечество" расширяет границы до пределов всего мира. Космополитизм становится идеологией всего населения;

2) исчезновение гражданских добродетелей, появление социального безразличия порождает общепризнанный эгоизм и индивидуалистическую идеологию;

3) происходит возврат к идеям досократической философии. Эпикур воскрешает идеи Демокрита, стоики – Гераклита, скептики – софистов. Символом радикализации духовной жизни и философии эллинистического периода является расцвет кинизма. Однако первой и наиболее значимой школой этого периода является "Сад" Эпикура.

1. Эпикурейская школа

Эпикурейская школа (IV до н.э. – VI вв.) открывала новые горизонты развития философии и оспаривала ведущие позиции у Академии Платона и последователей Аристотеля, которые теряли авторитет в новых условиях. Школа Эпикура называлась "Сад" и располагалась в зеленой зоне на окраине Афин. "Сад" был доступен богатым и бедным, знатным и безродным, мужчинам и женщинам, свободным и рабам. "Сад" стал центром просветительства в эллинистическую эпоху. Школа Эпикура пользовалась популярностью и в римскую эпоху. Под влиянием философии эпикуреизма находились знаменитые римские поэты и писатели: Гораций, Вергилий, Овидий, Лукиан. Продолжателем идей Эпикура в античном Риме становится Тит Лукреций Кар. Эпикурейская школа просуществовала до VI в. н.э.

Эпикур

Смерть для человека – ничто;

Когда мы живем – смерти еще нет,

а когда умрем – ее уже нет.

Эпикур (342 – 271 до н.э.) – основатель школы в Афинах, продолжатель материализма и атомизма Демокрита, создатель оригинальной этической концепции. О его философии нам известно из вторых рук. До нас дошли лишь несколько писем. Утеряны все его 300 книг.

У Эпикура философия состоит из трех разделов: физики, логики (каноники – учения о познании) и этики. Физика Эпикура суть онтология, определяющая как канонику, так и этику. В онтологических идеях Эпикура мы находим влияние элеатов и атомистов:

1) ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто. Небытия нет (идея элеатов);

2) реальность суть вещи и пустота (пространство). Пространство – особый вид реальности. Субстанцией вещей выступают атомы, обладающие такими свойствами, как форма, вес и величина. Атомов бесконечное число, но их разнообразие по основным свойствам конечно. Свойства атомов позволяют объяснить, во-первых, многокачественность вещей, а во-вторых, источник их движения и изменения.

Атомы имеют предельный по величине онтологический минимум, при котором атом неделим. Отличаясь формой, атомы, следовательно, различаются частями, оставаясь неделимыми. Атомы движутся вниз под влиянием веса, при этом произвольно отклоняются от прямого пути и сталкиваются с другими атомами, образуя вещи. Вещей (тел) бесконечно много, как бесконечно количество атомов их составляющих.

По Эпикуру, существует множество миров, подобных нашему и отличных от него. Конструкция миров – результат случайности. Эпикур не разделял точку зрения Демокрита о господстве в мире необходимости.

В учении о материальности души Эпикур выступает последователем Демокрита. Душа состоит из воздухообразных, легких и подвижных атомов. Она смертна и разрушается вместе с телом.

В учении о богах Эпикур не был последовательным атеистом. Боги, которых почитает народ, являются обычным вымыслом. Но существуют боги, которые живут в пространстве между мирами. Они не вмешиваются в дела людей, но последние знают о богах благодаря флюидам, от них исходящим.

Логика или каноника (предписывающая правила познания) основывается на признании чувственного познания в качестве критерия познания. Бытие дается чувственности таким, как есть. Чувственность не ошибается. Если чувственное познание обмануло человека хотя бы один раз, ему тогда не было бы веры. Во-первых, ощущения пассивны, они определяются объектом воздействия, во-вторых, от объекта исходит комплекс атомов, воспроизводящий образ самого объекта, а в-третьих, образ чувственности лишен рациональности (осмысленности) и, следовательно, является таким, как есть.

Чувственное познание основано на очевидности чувственного опыта. Само рациональное познание, дополняя чувственность, является источником ошибок. Эпикурейский сенсуализм носит материалистический характер. Но, в принципе, из него можно сделать и субъективно-идеалистические выводы.

Этика Эпикура естественным образом вытекает из его материалистической онтологии. Сущность человека определяется его материальностью, а благо человека – это природная данность. Человек счастлив в согласии с природой. Гедонизм – этический принцип Эпикура, утверждающий стремление людей к удовольствию (отсутствию страдания). Моральные требования эпикурейской этики вытекают из естества человека. Поведенческий принцип этики – самоустранение, невмешательство, независимость от внешних условий. Цель этических норм и принципов – достижение уверенности и атараксии (невозмутимости и спокойствия души). Атараксия необходима как условие, способствующее философскому познанию.

Этика Эпикура противостоит закону, праву и справедливости государства. Следовательно, его этика порывает с этикой человека-гражданина классической Греции и возводит на историческую сцену этический приоритет человека-индивида. Для достижения счастья и атараксии человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя. Государство, богатство, знатность для этого не нужны. Политическая жизнь, по существу, неестественна: "корона атараксии превосходит корону великих империй". Даже дружба обретает истинный смысл тогда, когда она лишается "полезности" и становится удовольствием. "Из всего, что мудрость избирает для счастливой жизни, наибольшее благо – это дружба".

Эпикур восславляет жизнь как естественное благо. Сократ и его ученики благом именуют справедливость. Это две этические парадигмы: этика гражданина – парадигма справедливости, этика индивида – парадигма жизни. Сама философия осознавалась Эпикуром как искусство жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: