Эллинистический скептицизм возник раньше эпикуреизма и стоицизма. Родоначальником скептицизма является Пиррон из Элиды (примерно 360 – 270 до н.э.). Он не писал трудов, как и Сократ, излагал свое учение ученикам изустно. О взглядах Пиррона знаем из трудов его ученика Тимона[178].
Пиррон
На всякое слово
есть обратное.
Основная идея скептицизма Пиррона – абсолютное сомнение в истинном познании мира и невозможность отличить истину от лжи. Всякое утверждение не более истинно, чем его отрицание. Ничто не может служить критерием истины: ни чувственное познание, ни разум, ни авторитеты. Аргументы в пользу сомнений в истинности познания мира представлены в десяти доводах-тропах[179].
В первом тропе представлены доводы в пользу различия чувственного восприятия животными различных видов;
во втором – доводы, основанные на индивидуальном различии физиологии и психики людей;
в третьем – доводы, основанные на восприятии одних и тех же предметов разными органами чувств (вино для глаз – красное, для вкуса терпкое);
в четвертом – доводы, обосновывающие влияние болезни, сна, бодрствования, радости и тому подобных телесных и душевных влияний на познание;
в пятом – доводы о влиянии расстояния на процесс восприятия размеров тела;
в шестом – доводы о влиянии бесконечного многообразия факторов на чувственное восприятие;
в седьмом – доводы о различном количестве вещества, воздействующем на человека (в малом количестве полезно, а в большом – вредно);
в восьмом – доводы об относительности связей вещей друг с другом (относительно одной вещи может быть "вправо", относительно другой – "влево");
в девятом – обосновываются доводы различного восприятия привычных и непривычных явлений;
в десятом – доводы в пользу невозможности положительных утверждений (в вере, в правах, во взглядах и т.п.).
Позднее к десяти тропам скептики добавили еще пять. Отказываясь "что-либо утверждать", скептицизм отказывается от познания. Три основных вопроса скептиков и ответы на них дают представление о бытии, познании и этике Пиррона и его последователей.
1. Каковы вещи по природе? Вещи сами по себе неподвластны органам чувств и разуму. Господствует видимость, вещи не таковы, как нам даются.
2. Как мы должны относиться к вещам? Воздерживаться от суждений о них, поскольку возможны противоположные мнения.
3. Какая польза уместна при таком отношении к вещам? Мы достигаем, таким образом, устойчивого и невозмутимого покоя – атараксии.
Платоновская академия при Аркесилае (315 – 240 до н.э.) получила новый скептический импульс развития. Корнеад всецело разделял идеи скептицизма в Академии и создал доктрину "пробабилизма", утверждавшего лишь возможный, вероятностный характер человеческого знания.