Зенон из Кития

Не в силе добро,

а добро в силе.

Зенон (346 – 264 гг. до н.э.) родом из г.Кития, обучался у киника Кратета, испытал влияние мегарской школы и платонизма. Зенон признавал обычное по тому времени трехчленное деление философии на логику, физику и этику.

Логика стоиков (как и у эпикурейцев) выступала средством познания и обоснования философских идей. Основой познания они считали ощущение как результат воздействия объекта на субъект. Чувственное познание дает истинное знание лишь в сочетании разума, представляющего логос. Последний у стоиков является принципом, указывающим универсальность абстрактного мышления. В основе признания истинности или ложности чувственного образа лежит подтверждение логосом (разумом) объективной его очевидности.

Центром познания, субъектом, является душа. Она телесна, материальна; называется пневма (соединение огня и воздуха). Разум (гегемоник) связывает человека с миром в процессе познания. Индивидуальный разум – это фрагмент мирового разума.

Физика Стои наряду с "пассивной" материей включает в природу "активную" составляющую. Ученики Зенона были согласны в том, что Бог пронизывает всю реальность, что он интеллект, душа, природа…". Всеобщность телесного приводит стоиков к пантеистическому материализму. Бог у них играет роль разумной первопричины, а материя выступает субстанциальной первосущностью. Телесны добродетели и пороки, истина и благо; и во всем Бог. Бог суть провидение, универсальный фатализм (предопределенность). Все происходящее в природе делается наилучшим образом. Поэтому главным принципом стоической этики является требование жить в согласии с природой, доверять и подчиняться ей.

Цель жизни стоиков (как и эпикурейцев) – достижение счастья. Но достижение счастья возможно только на пути подчинения космическому порядку и природной необходимости. Человек не должен желать того, что не в его власти. Идеалом стоического душевного состояния является покой, безучастность, терпение, избежание борьбы за счастье. Стоическое понимание добродетели – жизнь в согласии с разумом (следовательно – с природой). Четыре добродетели – разумность, умеренность, справедливость и доблесть – суть их морального императива. Счастье стоика – это судьба аскета, путь беспристрастности и апатии. Его счастье "заключается в том, что он не желает никакого счастья". Идеалом нравственных устремлений является атараксия (невозмутимость духа, покой, апатия).

Этика стоиков является выражением эпохи упадка, политического и экономического бессилия среднего человека, смирение его со своей судьбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: