Платон, увидев, как Диоген моет
себе овощи, подошел и сказал ему
потихоньку: "Если бы ты служил
Дионисию, не пришлось бы тебе
мыть овощи"; Диоген тоже потихоньку
ответил: "А если бы ты умел мыть
себе овощи, не пришлось бы тебе
служить Дионисию".
Диоген Лаэртский
Диоген Синопский, по рассказам биографов, посетил Дельфийский храм и спросил у оракула, что ему делать? Тот ответил ему: "Сделать переоценку ценностей". Диоген не понял истинного смысла сказанного и, будучи чеканщиком монеты, стал их подделывать. В Греции "ценность" (nomista) имеет двоякий смысл – "ходячая монета" и "общественные установления". Судьба все же исполнила предсказание оракула, сделав Диогена разрушителем устоявшихся социальных ценностей и созидателем новых.
Главная добродетель киников (она же тождественна счастью) – знание и умение довольствоваться малым и избегать зла: погони за удовольствием, жажды власти, успеха, славы и богатства. Бочка Диогена, где он жил, является образом того малого, чем может быть счастлив человек, свободный от вышеназванных притязаний души и тела. Путь свободы и добродетелей – это путь "аскезы"[182].
|
|
Важным киническим принципом отношения к реалиям жизни является "автаркия" – независимое существование, самодостаточность личного бытия, безразличие к устойчивым общепризнанным социальным ценностям. Широко известен случай посещения Диогена Александром Македонским. Последний предложил первому просить о любой царской милости. "Не заслоняй мне солнце", – ответил мудрец.
Огульное отрицание глубины философских идей классической Греции, упрощенность и нищета философской мысли кинизма сочетается с безграничным экстремизмом в нравственном поведении, анархизмом и крайним маргинализмом в общественной жизни. Киники разрушают всякие наследуемые традиции, не предлагая ничего взамен. Они возвысили примитивные животные потребности до уровня общечеловеческих ценностей. Как справедливо замечает Цицерон: "Система киников не могла не провалиться ввиду отсутствия у них чувства брезгливости, отвращения к грязи; без этого ничего не может быть правильного, ничего честного".
Несомненно, не только этический маргинализм Диогена послужил поводом для его сограждан, воздвигнувших ему на могиле памятник в виде собаки, написав на нем следующее:
Пусть состарится медь под властью времени –
И все же переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.