Философия Нового Времени

Становление и развитие философии Нового Времени

Новое Время (XVI – XVIII вв.) это период окончательной победы философских идей Ренессанса. Философию Нового Времени нельзя отделить от философии Возрождения. Первая является продолжением второй. Новое время окончательно определило запросы нового экономически господствующего класса – буржуазии и по-своему выразило их в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта. К этому времени центр экономического развития перемещается в Нидерланды, Англию и Францию. В сфере духовной жизни устойчиво доминирует антифеодальная направленность и систематическое оправдание ценностей народившейся буржуазии. В философии это обнаруживается в следующем:

– в непременной антисхоластической критике средневековой философии;

– в естественнонаучной ориентации методологии познания на опыт, эксперимент и практическое использование знаний;

– в попытке диалектической взаимосвязи опыта и рациональной обоснованности знаний. Даже рационалист Декарт осуждает умозрительность и схоластическое манипулирование понятиями средневековой философии;

– в обращении философии к научной методологии как решающей проблеме научного познания;

– в отказе от пантеизма в пользу деизма, где богу отводилась роль безличной первопричины мира, который затем развивается по своим собственным законам;

– в окончательном утверждении "концепции двойственной истины". Буржуазные мыслители не отрицали практической значимости религии, они лишь выступали против церковного ограничения свободы философского и научного творчества.

Весьма показательны в этом отношении философские системы Ф.Бэкона и Р.Декарта – мыслителей "первой волны" Нового Времени.

Английский материалистический сенсуализм.

Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Дж.Локк

Английский материализм XVI – XVII вв. в гносеологии и научной методологии основывается на сенсуализме (от лат. sensus – чувство, ощущение). Сенсуализм, как правило, абсолютизирует чувственный момент в познании, отмечая ущербность рационального познания. Однако английская традиция сенсуализма не отрицает важности мышления в познании, отдавая решающую роль чувственности, эмпиризму и индукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: