Особенности ренессансной эпохи

Термин "ренессанс" обозначает период культурного и духовного возрождения в странах западной Европы (XIV – XVII вв.) Понятие "возрождение" для обозначения этого периода введено лишь в XIX веке[188]. Однако этот термин был весьма ходовым в устах самих представителей ренессансной философии, обозначающей специфику и дух эпохи. В странах, где антиклерикальные выступления положили начало протестантизму (в Германии, Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Швейцарии, Чехии, Венгрии и других странах) столь революционную эпоху назвали реформацией (лат. reformare – преображать, исправлять).

Идеология Ренессанса направлена против феодализма, церковного засилья в духовной культуре, на возрождение античной духовности, на стабилизацию буржуазных производственных отношений и установления хозяйственного единства. Ренессанс – общеевропейская эпоха социального, хозяйственного, культурного и духовного обновления жизни народов Европы. Основные черты эпохи:

1) всестороннее развитие хозяйственной и социальной сферы жизнедеятельности народов Европы, в условиях разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества;

2) интенсификация развития многих отраслей знания: математики, физики, химии, механики, этики, эстетики, теории архитектуры, живописи и ваяния, философии и многих других. Науки начинают обретать предметную самостоятельность;

3) идеалом "возрожденного человека" становится всестороннее развитие личности. Ренессансный человек – это энциклопедист в области знаний и универсал в области способностей деятельности, он ученый и творец, художник и мыслитель, воин и авантюрист – таков ценностный идеал личности эпохи;

4) прославление человека – основной мотив философского и художественного творчества Ренессанса: человек волен сам решать свою судьбу. Он господин над природой и самим собой. Антропоцентризм философии и искусства становится нормой;

5) распространение идей пантеизма ("Бог во всем") является реакцией на религиозный обскурантизм (мракобесие). Пантеизм предполагает существование бога в самой природе как источник разумной и целесообразной ее активности. Это противоречит библейской концепции Бога;

6) возникает идея бесконечности природного мира и равноправия его частей. Земной мир – один из многих (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж.Бруно);

7) буржуазная направленность идеологии Ренессанса означает, с одной стороны, осуждение класса феодалов и феодальных порядков, а с другой – плебейского характера народной жизни;

8) окончательная потеря равновесия между верой и разумом. Вера провозглашается независимой от разума, как и разум от веры;

9) гуманизм как необходимый элемент ренессансной культуры связан с возрождением античной духовности, в том числе философии Платона, Аристотеля, античного скептицизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: