История российской философии XIX – начала ХХ в

Становление и развитие российской философии XI – XVIII вв.

Российская философия имеет давнюю и богатую историю, уходящую корнями к византийским философским источникам. Достаточно упомянуть отца церкви Иоанна Дамаскина[197], выдержки из сочинений которого обнаруживаются в "Святославе Изборнике", появившемся в начале II тысячелетия, а уже в XII в его "Точное изложение православной веры" переведено на церковно-славянский язык. Позднее были переведены сочинения многих других отцов церкви, ставшие для российской культуры источниками философской духовности. Начиная с XIX века российская философия включается во всемирно-исторический процесс философского творчества наряду с выдающимися философскими школами европейских держав. Именно этот период будет предметом нашего внимания.

Прежде чем обратиться к российской философии XIX века, необходимо отметать, что развитие русской философской мысли следует рассматривать в контексте становления духовной культуры предыдущих веков. Социокультурное развитие российского общества становится основанием историко-философской периодизации:

1) древнерусская философия (XI – сер. XV в.);

2) русская средневековая философия (сер. XV – XVII в.);

3) русская ренессансная философия (XVIII – начало XIX в.);

4) российская философия – "новое время" (сер. XIX – начало XX в.);

5) российская философия советского времени (1917 – 1990 гг.).

Краткое изложение специфики исторического пути русской, а затем и российской философии, должно быть увязано не только и даже не столько с постановкой и решением собственно философских проблем, сколько со становлением общенационального духовного самосознания, со спецификой российского культурного единства:

– возникновение русской философской мысли, несомненно, связано с христианизацией Руси (988 г.) и проникновением патристической философской литературы. Византийский богослов Василий Великий (примерно 330 – 379) в трактате "Шестоднев" – представил картину и принципы христианской космологии, получившую широкое признание в русском православии. Другой византиец Григорий Нисский (примерно 335 – 394) в трактате "Об устроении человека" предложил идею богообразности человека, оказавшую несомненное влияние на православную антропологию. Наиболее влиятельным источником оказалась богословская философия Иоанна Дамаскина (673 – 777), классика византийской патристики, создателя философского энциклопедического труда в трех частях – "Источник знания" ("Диалектика", "О ересях", "Точное изложение православной веры");

– древнерусская письменная культура и философская мысль многим обязаны славянским мыслителям, приглашенным из Византии, братьям Кириллу (826-869) и Мефодию (820 – 885) создателям кириллицы – одной из первых славянских азбук. Философия братьев имела характерную для славянского просвещения направленность на целостное исследование богословия, морали и культуры;

– древнерусская богословская и философская мысль в значительной мере была практической, связывая этику православного христианства с традициями родового быта. Философско-богословское учение первых отцов церкви знакомило языческую Русь не только с христианской картиной мира, но и с элементами античной философии;

– традиция патристического рационализма утрачивает влияние на русскую философскую мысль начиная с XII в. Развитие православно-религиозной идеологии исихизма [198], укрепление его на Руси, способствовало выделению православия из западного христианства в 1054 г. как отличного от католицизма христианского учения. В сфере политики произошло размежевание великокняжеской и духовной власти;

– в работах Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Григория Паламы, Нила Сорского, Максима Грека и других, утверждаются аскетические пути единения человека с Богом, бытие которого, несомненно, но принципиально непознаваемо. Следовательно, утверждается бессилие разума в вопросах веры в бога. Признается первенство духовной власти над светской;

– возвышение московских князей в XV в., падение Византии (1453), зарождение еретичества повлекли за собой возникновение раннедворянской идеологии иосифлянства, в которой окончательно утвердились основные идеологические принципы православной церкви на союз с самодержавием. Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), в миру Иван Санин, – главный теоретик иосифлянства, – был предтечей философских учений – "славянофильства" и "евразийства";

– старец Спасо-Елеазарова монастыря Филофей (1465 – 1542) выдвинул идею – "Москва – третий Рим", где обосновывал преемственность власти великого князя и византийского императора[199];

– "смута" начала XVII в. породила различие в подходах к проблеме царской власти и ответственности народа за состояние дел в государстве. Это выразилось, во-первых, в стремлении создать свою истинно русскую православную философию в рамках самобытной национальной культуры и, во-вторых, в попытке использования опыта Запада в культурном строительстве России. Начатое еще во времена Ивана Грозного (1530 – 1584) обращение к Западу продолжено реформами Петра I. Серьезное значение обретает философия и наука, практический смысл которых уже не вызывает сомнений, авторитет разума в общественном сознании признается не меньшим, а порой и большим, авторитета веры. Утверждается самостоятельность "небесного" (богословского) и земного (научного) пути познания. В.Н.Татищев (1686 – 1775) подчеркивал: "Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать";

– идея самобытной русской национальной духовности восторжествовала в эпоху Екатерины II. В 1755 году открылся Московский университет, собравший в своих стенах лучшие умы России. В создании и работе университета участвовал М.В.Ломоносов (1711 – 1765), ученый, философ-материалист, создатель атомистической концепции в российской философии и науке. Он был прекрасным поэтом, писателем и художником, обладавшим инженерным талантом;

– русская философия XVIII века в философском учении о человеке представлена А.Н.Радищевым (1749 – 1802) в сочинениях: "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790), "О человеке, его смертности и бессмертии" (1790 – 1792). Просветительские и гуманистические идеи философии Радищева сочетаются с глубокими философскими исследованиями. Деизм и дуализм[200] его философии имеет несомненно европейские корни. Бог и природа предстают перед нами как целостное единство и самостоятельные первосущности. Другой философ антропологического направления А.И.Галич (1783 – 1848) в сочинении "Картина человека" размышляет о космических истоках человека, который представлен как "сборное место мироздания, средоточие мира". В учениях Радищева и Галича явно обнаруживается влияние идей европейского Просвещения.

Русское философское просвещение XVIII века приступило к созиданию самобытной национальной философской культуры и познакомила русскую интеллигенцию с трудами лучших умов Европы, в том числе, классиков немецкой философии Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Русская философия XIX века. Славянофилы и западники

В начале XIX века русская философия возвращается к поиску самобытного пути развития России, к анализу истоков русской духовной жизни, пережив время увлечения немецким идеализмом. Оценка западной цивилизации в XIX веке вылилась в столкновение "славянофилов" и "западников" по философским проблемам исторического пути развития. "Славянофилы, – писал Н.А.Бердяев, – видели в деле Петра измену исконным национальным русским основам, насилие и прорыв органического развития. Западники никакого своеобразия в русской истории не видели, считали Россию лишь страной отсталой в просвещении и цивилизации, западно же европейский тип цивилизации был для них единственным и универсальным"[201].

Бердяев считает неверными, устаревшими как славянофильскую, так и западническую точку зрения. Это, несомненно, верно. Однако корни их противостояния лежат гораздо глубже проблем реформирования лишь духовной жизни России. Они затрагивают пути и методы изменения всех сфер жизнедеятельности российского общества и касаются всех и каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: