Физиология восстановления сниженного функционального состояния организма

Восстановительный период складывается из двух фаз:

1. - восстановления функционального уровня,

2. -упрочения достигнутого состояния восстановленности.

Если отдых ограничивается только первой фазой, т.е. восстановлением работоспособности, то он не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состояние сниженной работоспособности. Длительность отдыха зависит от характера и интенсивности выполненной работы, а также степени снижения функции.

Соответствия учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем - ЦНС, зрительного и слухового анализаторов. Нервные клетки коры головного мозга детей обладают относительно низкими функциональными возможностями и большие умственные нагрузки вызывают их истощение. Для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации внимания, а детям, особенно младшего возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Поэтому требование соответствия учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям учащихся должны соблюдаться, так как ребёнку трудно сосредоточиться и сохранять внимание во время урока.

Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях:

1. Соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.

2. Научная организация учебного процесса.

3. Обеспечение оптимальных условий обучения.

4. Соблюдение этих требований продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления у учащихся и предотвращает развитие переутомления.

Принцип научной организации учебного процесса в школе. При организации учебного процесса необходимо учитывать физиологические изменения в работоспособности учащихся. Кривая работоспособности включает период врабатывания характеризуется повышением работоспособности, период высокой продуктивности, работоспособности - работоспособность держится на высоком уровне. период снижения работоспособности или утомления. Из этого следует, что начало урока, учебной недели, или учебного года должны быть облегченными; в период врабатывания, когда работоспособность достигает наиболее высокого уровни, целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы, в середине учебной недели, четверти, года, должен планироваться наибольший объем учебной загрузки; в период снижения работоспособности следует исключить, интенсивные нагрузки, так как происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

Гигиенические требования к проведению урока. Стандартная схема построения урока условно делит его на 3 части — вводную, основную и заключительную. Гигиенические нормы устанавливают длительность урока и продолжительность отдельных видов учебной деятельности на уроке (чтение, письма, счет, просмотр фильмов и др.). Для учащихся средних и старших классов оптимальная продолжительность урока - 45 минут, для учащихся младших классов - 35 минут. Продолжительность непрерывного письма для детей 6-летнего возраста не должна превышать 2 минут, а у 14—15-летних длительность непрерывного письма может быть 20 мин. В начальных классах на уроках следует проводить кратковременные физкультурные занятая для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: