Примерный перечень вопросов для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по курсу «философия и методология науки». Список использованных источников

1. Мировоззрение, философия, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.

2. Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Роль философии в формировании ценностно-мировоззренческих ориентации личности.

3. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.

4. Метафизика и онтология. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

5. Бытие и материя. Современная наука о строении материи.

6. Понятие движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

7. Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время.

8. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования человека и общества.

9. Природа и общество как целостная система. Биосфера и неосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.

10. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития. Современные дискуссии о значении диалектики.

11. Особенности социальной диалектики. «Столкновение» с будущим: эскалация перемен и ускорение «ритмов истории».

12. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

13. Философия глобального эволюционизма. Эвристический потенциал глобального эволюционизма и проблема развития современной научной картины мира.

14. Человек как предмет философского и научного анализа. Многомерность феномена человека. Содержание понятия «личность», его соотношение с понятием «индивид», «индивидуальность», «человек».

15. Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен. Природа человека: инвариантность и пластичность. Телесность и духовность человека.

16. Феномен субъективности и экзистенциальный опыт личности. Личностный выбор и проблема смысла жизни человека. Философское осмысление феномена смерти и бессмертия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность как экзистенциальные оппозиции бытия человека.

17. Человек в системе социальных коммуникаций. Личность и массовая культура. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

18. Сознание как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания. Феномен бессознательного. Самосознание как философская проблема.

19. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта.

20. Общественное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания.

21. Социальная философия и ее место в системе философского и социально- гуманитарного познания. Понятие социальной реальности. Системно-структурная организация общества.

22. Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Базовые факторы социальной эволюции. Многофакторная модель общественного развития.

23. Специфика социального детерминизма. Проблема существования и «действия» объективных законов развития общества.

24. Вариативность общественного развития. Исторические альтернативы и выбор путей развития общества. Статус и функции социального субъекта. Возрастание роли субъективного фактора истории – закономерность общественного развития.

25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.). Волнообразность в общественном развитии.

26. Понятие общественного прогресса. Прогресс, регресс, антипрогресс. Критерии прогресса, «тирания» прогресса. «Критика религии» прогресса.

27. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Традиционная и техногенная цивилизации. Тупики и противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы «информационного общества». Постиндустриальная перспектива и возможности выживания других региональных типов.

28. Современные локальные цивилизации: путь к синтезу или к новым столкновениям. Концепции Ф.Фукуяма о «конце истории» и С.Хантингтона о «столкновении цивилизаций». Феномен «гибридных» обществ и проблема сохранения цивилизационной идентичности в мире.

29. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Основные предпосылки и факторы консолидации восточнославянских народов. Восточнославянский менталитет и стандарты западноевропейской рациональности. «Ловушки» вестернизации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Векторы глобальных перемен и перспективы развития белорусского общества.

30. Понятие культуры. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурноисторического процесса. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур.

31. Культура и духовная жизнь общества. Метаморфозы духовности в современном мире. Духовность и ценностные формы сознания: мораль, искусство, религия и т. д.

32. Специфика человеческого познания. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философской мысли: гносеологический оптимизм и феномен скептицизма. Соотношение познания и веры.

33. Познавательное и ценностное отношение к миру. Субъект и объект познания Многообразие форм познания (донаучное, вненаучное и научное познание).

34. Единство чувственного и рационального в познании. Природа интуиции и воображения. Проблема творчества.

35. Понятие истины. Истина и правда. Истина и оценка. Критерий истины.

36. Проблема начала науки. Динамика науки: от протонауки традиционных цивилизаций к оформлению дисциплинарно-организационной науки в культуре Нового времени. Понятие научной рациональности.

37. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их единство и различия.

38. Структура эмпирического и теоретического уровней научного познания.

39. Метатеоретические основания науки: идеалы и нормы научного познания, научная картина мира, философские идеи и принципы.

40. Динамика научного знания. Природа научной революции.

41. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологического знания. Методика и техника научного исследования.

42. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы

43. Научное познание в методологическом осмыслении. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

44. Обоснование результатов исследования: доказательство, подтверждение, объяснение, интерпретация.

45. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык.

46. Понятие закона и его роль в науке. Методологическое значение основных законов диалектики. Принцип детерминизма как методологический регулятив научного познания.

47. Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, абстрактного и конкретного, необходимости и случайности, исторического и логического и их методологическое значение.

48. Понятие социального института. Институционализация науки. Институциональные формы науки.

49. Наука в системе властно-экономических и идеологических отношений. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности

50. Наука как ценность. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

51. Социальные ценности и нормы научного этоса. Проблемы мотивации и признания в науке.

52. Возможности и границы науки. Творческая свобода и нравственная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.

53. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

54. Специфика естественнонаучного познания. Особенности объекта, метода и познавательных средств в естествознании.

55. Классическое естествознание. Общенаучный статус механистической картины мира в культурном пространстве классической науки. Классический тип научной рациональности.

56. Неклассическое естествознание. Специфика неклассической научной рациональности.

57. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности: от ценностно-нейтрального к этически и аксиологически нагруженному знанию.

58. Техника как объект философской рефлексии. Историческая эволюция понятия техники и его современная интерпретация.

59. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации.

60. Становление техносферы и ее основные противоречия. Проблема оценки последствий развития техники.

61. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания. Предметно-нормативная, когнитивная и ценностно-нормативная ориентации социогуманитарного познания.

62. Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая, культурно-историческая и социопсихологическая программы исследования. Материалистическое понимание истории. Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания.

63. Исторические науки как предмет философско-методологической рефлексии.

64. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления. Постмодернизм как духовное состояние общества. Ценности и цели философии в эпоху постмодернизма.

65. Философия и футурология. Проблема будущего в духовном опыте человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Социальная мифология и утопии.

66. Трансформации современного общества и возможные сценарии ближайшего будущего. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально- политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

67. Современные глобализационные процессы: направленность и характер. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как объективная и как рукотворная реальность.

68. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка и объект социально-философского осмысления. «Новый мировой порядок»: торжество планетарного разума или планетарного тоталитаризма. Самодостаточные региональные центры развития и силы как фактор формирования новой геоструктуры мира.

69. Человек и природа в современной техногенной культуре. Экологические императивы современной цивилизации. Ноосферная цивилизация и ассоциирование человечества: миф или реальность?

70. На пути к экологобезопасному обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества.

71. «Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственность. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование восточнославянского цивилизационного центра развития и силы – императив времени.

72. Смысл и предназначение истории. Пессимистические и оптимистические воззрения на историю. История как высшая форма творческой деятельности людей, как внесение смысла в бытие человека на основе абсолютных ценностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: