Все измерения требуют большого внимания и аккуратности.
1. Предварительно на плоскость доски накладывается и закрепляется лист бумаги размером 21х17 см (лист из школьной тетради). На бумагу помещается линейка рейсшины, ползушка которой до упора сдвинута вправо.
2. К поверхности линейки прикладывается пластинка. Очень осторожно, придерживая левой рукой рейсшину и пластинку, отмечают остро отточенным карандашом начальное положение центра масс пластины (точка L1).
3. Плавно и равномерно прижимая ползушку к ребру доски, перемещают рейсшину до упора влево. Очень осторожно, не сдвигая при этом пластинку, отмечают новое положение центра масс (точка L2).
4. Точки соединяют прямой – получают траекторию движения центра масс пластинки (прямая L1L2). Необходимо получить не менее пяти таких прямых. Следует каждый раз несколько смещать начальное положение пластинки, чтобы траектории не располагались очень близко одна к другой.
5. Пользуясь рейсшиной и угольником, проводят через начальные точки каждой траектории нормали к линейке рейсшины (прямая L1M). На этих нормалях от каждой начальной точки L1 откладывают расстояние в 100 миллиметров.
|
|
6. Через полученные точки, пользуясь рейсшиной, проводят прямые до пересечения с соответствующей траекторией (прямая M¢L2¢, параллельная ML2).
7. Измеряют в миллиметрах длины всех пяти отрезков и вычисляют среднее арифметическое значение этих величин . Коэффициент трения скольжения вычисляется по формуле:
. (15.10)
8. Положив на пластинку разновес в 200 г, проводят еще одно измерение. В этом случае необходимо быть особенно осторожным, чтобы при наложении и снятии разновеса и отметок карандашом точек центра масс не сдвинуть пластинку. Производится измерение и вычисление коэффициента трения и для этого случая. Сопоставляют это значение с ранее полученной величиной. Оценить погрешность определения k.
9. Аналогичные измерения и вычисления (см. пункты 1-7) произвести при скольжении резины по дюралю (можно использовать обратную сторону бумаги).
10. Следует следить, чтобы угол наклона линейки рейсшины к вертикали (угол a) был неизменным во время всех измерений. Его величина не должна быть меньше 45°.
11. Увеличив угол a, следует убедиться, что искомая величина не зависит от угла наклона линейки рейсшины.