Определяются общие передаточные числа
всей трансмиссии, которые представляют собой произведение:
=
, где:
,
,
- передаточные числа, соответственно, в коробке передач, центральной и конечной передачах;
- передаточное число дополнительного редуктора (например, редуктора механизма поворота гусеничного трактора, раздаточной коробки и т.д.).
Разделение общего передаточного числа между отдельными редукторами является задачей дальнейшего расчета трансмиссии и в тяговом расчете трактора не рассматривается.
Анализ координат точек пересечения лучевого графика с линиями
и
(см.рис.1) показывает, что передаточные числа рабочих передач образуют геометрический ряд чисел со знаменателем q:
-
q -
- -
, где m – количество рабочих передач.
Координаты точки пересечения основной рабочей передачи с линией
известны (на рис. 1 это т. а для луча II передачи).
Определяем передаточное число основной рабочей передачи. Для лучевого графика II получаем, преобразуя формулу (3):
=
.
Тогда:
= 
Для расчёта остальных передач через
:
=
.
Касательные силы тяги пропорциональны передаточному числу трансмиссии. Следовательно, при одинаковом значении момента двигателя касательные силы тяги также образуют геометрический ряд со знаменателем
:
-
-
-
-
.
Теоретические скорости движения обратно пропорциональны передаточному числу трансмиссии. Поэтому при одинаковой угловой скорости вала двигателя теоретические скорости движения образуют геометрический ряд со знаменателем 1/
:
-
1/
-
-
.
Последний вывод удобно использовать для расчета теоретических скоростей на различных передачах при заданной частоте вращения вала двигателя. Нужно только предварительно определить теоретическую скорость на первой передаче:
, м/с (
м;
)
Теперь, после определения теоретической скорости, необходимо проверить целесообразность высшей рабочей передачи. Если при номинальном скоростном режиме двигателя
), то высшая рабочая передача нецелесообразна. Значение максимальной скорости
в рабочем диапазоне передач указывалось ранее.
Количество транспортных может составлять 1
4. В учебном проекте можно ограничиться одной транспортной передачей.
Передаточное число на транспортной передаче определяется по максимальной транспортной скорости:

Максимальная транспортная скорость
у современных тракторов составляет:
4,2
5 м/с (15
18 км/ч) для гусеничных и
7
9,7 м/с (25
35 км/ч) для колесных.
Необходимо также проверить, достаточна ли касательная сила тяги на транспортной передаче. Чтобы обеспечить движение с прицепом, касательная сила тяги на транспортной передаче при расчетном значении момента двигателя должна составлять не менее (2,5
3)
,
где
- коэффициент сопротивления самопередвижению на твердой поверхности:
0,06
0,07 - для гусеничного;
0,018 - для колесного тракторов.
На основании данных расчета строится диаграмма теоретических скоростей движения. Порядок построения понятен из числового примера.






