Тема 1: Понятие и методология правоведения

Взимание налога регулируется IV Разделом Налогового Кодекса Украины.

Плательщиками налога являются физические лица как резиденты, так и не резиденты, получающие доход с источником происхождения на территории Украины.

В случае выплаты дохода налог удерживается и перечисляется в бюджет источником выплаты дохода.

Для резидента объектом обложения является общий месячный налогооблагаемый доход.

В соответствии с п. 167.1 НКУ налогообложение заработной платы и других доходов осуществляется по прогрессивной шкале:

- по ставке 15 % - для доходов, сумма которых не превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года;

- по ставке 17 % - с суммы превышения.

При налогообложении доходов в виде заработной платы объектом взимания налога является начисленная заработная плата и прочие выплаты, в том числе пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по беременности и родам), за минусом удержанного единого социального взноса.

Аналогично при взимании НДФЛ из вознаграждений по договорам гражданско-правового характера базой налогообложения считается сумма вознаграждения, уменьшенная на удержанный из нее по ставке 2,6 % единый социальный взнос.

Порядок предоставления налогоплательщику налоговой социальной льготы определен ст. 169 НКУ. Применяется такая льгота только к доходам в виде заработной платы.

Размеры налоговой социальной льготы установлены п. 169.1 НКУ и зависят от размера прожиточного минимума для трудоспособного лица на 1 января отчетного года. Налоговым кодексом предусмотрены налоговые социальные льготы в размере 100 % (в 2014 году – 609,00 грн.), в размере 150 % (в 2014 году – 913,50 грн.), в размере 200 % (в 2014 году – 1218,00 грн.).

Сумма налоговой социальной льготы вычитается из налогооблагаемого дохода, как и удержанный единый социальный взнос.

На налоговую социальную льготу в размере 100 % имеют право:

- любой плательщик налога (пп. 169.1.1 НКУ);

- лицо, содержащее двоих и более детей возрастом до 18 лет – в расчете на каждого такого ребенка (пп. 169.1.2 НКУ) – льгота сохраняется до конца года, в котором ребенок достигает 18-летнего возраста или умирает.

Ряд лиц имеют также право на налоговую социальную льготу 150 % и 200 % (аналогично только в том случае, если их доход не превышает расчетной суммы исходя из прожиточного минимума – в 2014 году – 1710,00 грн., кроме предоставления льгот на детей согласно пп. 169.1.2., пп. 169.1.3. а и б).

На налоговую социальную льготу в размере 150 % имеют право:

- одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель – в расчете на каждого ребенка возрастом до 18 лет (пп. 169.1.3. а) – льгота сохраняется до конца года, в котором ребенок достигает 18-летнего возраста или умирает;

- лицо, содержащее ребенка-инвалида – в расчете на каждого такого ребенка возрастом до 18 лет (пп. 169.1.3. б) – льгота сохраняется до конца года, в котором ребенок достигает 18-летнего возраста или умирает;

- лицо, отнесенное законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (пп. 169.1.3. в);

- учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты (при условии, что таковые не получают в данном периоде стипендии из бюджета) (пп. 169.1.3. г);

- инвалиды І или ІІ группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена пп. б пп. 169.1.4. НКУ (пп. 169.1.3. ґ);

- лицо, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, который подвергался преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (пп. 169.1.3. д);

- участники боевых действий на территории других стран после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме лиц, определенных пп. б пп. 169.1.4. НКУ (пп. 169.1.3. е).

Согласно пп. 169.4.1. НКУ работник может воспользоваться правом на налоговую социальную льготу, если его общий месячный доход в виде заработной платы не превышает суммы прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января отчетного года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен (в 2014 году – 1710,00 грн.).

Исключением из данного правила являются случаи, определенные абзацем вторым пп. 169.4.1. НКУ, когда налоговая социальная льгота предоставляется согласно пп. 169.1.2. НКУ, пп. 169.1.3. а и б НКУ, т.е. лицам, которые содержат двоих и более детей возрастом до 18 лет, одиноким родителям и родителям, которые содержат детей-инвалидов. В данном случае предельный размер зарплаты, дающий право на применение льготы, для одного из родителей определяется кратно количеству детей, а для второго родителя – на общих основаниях.

Налоговая социальная льгота применяется только по одному месту начисления (выплаты) заработной платы, которое выбирается налогоплательщиком путем подачи заявления о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы.

НКУ не содержит запрета применять налоговую социальную льготу в месяце приема на работу и в месяце увольнения – соответственно в месяцах приема и увольнения работника при условии соблюдении всех прочих условий налоговая социальная льгота предоставляется.

НКУ не содержит запрета применять налоговую социальную льготу к доходу в виде заработной платы работников, которые параллельно получают доходы от предпринимательской деятельности.

Ежеквартально юридические лица и физические лица предприниматели, имеющие наемных работников, в течение 40 дней по истечении отчетного квартала подают в налоговую инспекцию по месту учета Налоговый расчет по форме 1ДФ, содержащий информацию о начисленных и выплаченных доходах и удержанном и перечисленном налоге на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц уплачивается на соответствующий счет местного бюджета одновременно с получением средств на выдачу заработной платы или перечислением средств на карточные счета работников (в том числе и при выплате аванса). Если же доходы физическим лицам (в том числе заработная плата) начисляются, но вовремя не выплачиваются, то налог на доходы физических лиц должен быть перечислен в бюджет в течение 30 дней следующего месяца.

Сроки выплаты заработной платы предусмотрены статьей 115 КЗоТ. В частности, заработную плату следует выплачивать:

- в установленные на предприятии сроки, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, который не превышает шестнадцати календарных дней;

- не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляют выплату;

- в установленном на предприятии размере, но не менее оплаты за фактически отработанное время за первую половину месяца из расчета тарифной ставки (должностного оклада) работника.

За нарушение норм статьи 115 КЗоТ предусмотрена административная ответственность согласно ст. 41 КоАП в виде административного штрафа в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 грн. до 1700 грн.).

Тема 1: Понятие и методология правоведения

Понятие правоведения. Классификация юридических наук. Место правоведения в системе общественных наук. Методология правоведения. Функции правоведения.

Правоведение комплексная дисциплина, предметом рассмотрения которой выступают явления государственно-правовой действительности. При его изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.

Вся система юридических наук делится на три основные группы:

1) историко-теоретические науки;

2) отраслевые науки;

3) прикладные науки.

Методология - это учение о методах, способах научного познания.

Методология складывается из двух основных разделов:

1) учение об общем методе научного познания;

2) учение о частных, специфических методах познавательной деятельности.

Функции правоведения - это направления воздействия науки на общественную жизнь, в которых выражается основная роль науки в общественной жизни.

Виды функций правоведения:

1) познавательная;

2) воспитательная;

3) методологическая;

4) прикладная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: