Выразительные средства словообразования

Словообразование – источник непрерывного пополнения словарного состава русского языка.

Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. Об этом писал В.Г. Белинский: «В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия».

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста», – отмечал С.П. Обнорский. Действительно, образование новых слов морфологическим способом обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия (река – речной), но и оценкой понятия, этому служат слова с суффиксами оценки (река – речушка, уменьшительно-ласкательный суффикс). Уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа:

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый Шестидесяти лет;

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

(Н. Некрасов)

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное).

Одним из выразительных средств словообразования является морфемный (словообразовательный) повтор, который несет смысловую нагрузку и помогает передать чувства автора:

Забегали, заохали, запрыгали,

Зарыли в землю, словно клад ночной.

Заплакали, запили, зачирикали,

Зашифровали за трубой печной.

(М. Маркова)

Приехала, притопала,

Прибежала, прискакала.

Спрашиваю: «Кто там?»

Отвечает: «Тьма ночная».

(Н. Волкова)

К выразительным средствам словообразования относится и обыгрывание внутренней формы слова, на чем построены зачастую анекдоты, фельетоны: остепенившийся человек – человек, живущий в степи.

Поэты и писатели часто прибегают к окказионализмам – индивидуально авторским словам и выражениям, созданным по хорошо известным словообразовательным моделям: «раззадачивай», «халабальцы», «трассина», «развеселье»; производные от слова «трасса» в стихотворении «Хорог Ош»: «Вдоль по этой трассе трассушке… ох ты, трасса моя, трассина». (Ю. Визбор). Окказионализмы помогают передать мысли и чувства автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: