Тема 4 Понятие нормы и виды норм современного русского литературного языка

План

1. Выступления студентов.

1.1 Правильность как качество грамотной речи. Понятие нормы.

1.2 Виды норм современного русского литературного языка.

1.3 Нарушения норм современного русского литературного языка (орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксических, лексических) и пути их преодоления.

2. Тестирование.

3. Работа над ошибками.

4. Подведение итогов. Оценки (баллы).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Расскажите о значении и процессе формирования языковых норм.

2. Какие нарушения языковых норм считают диспозитивными (императивными)?

3. Перечислите известные вам виды языковых норм?

4. Что такое правильность речи?

5. Что такое орфоэпические нормы?

6. Назовите часто встречающиеся недостатки в речи.

7. Что такое акцентология?

8. Какова особенность ударения в русском языке? (Свободное ударение и морфемная подвижность).

9. Какова основная функция ударения (фонетическое объединение слова)?

10. Назовите акцентологические ошибки.

11. Какими основными причинами вызваны ошибки в ударении?

12. Что такое вариативность ударения?

13. Что такое морфологические нормы?

14. Назовите ошибки в формообразовании существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

Тема 5 Коммуникативные качества грамотной речи

План

1. Выступления студентов:

1.1 Точность как качество грамотной речи.

1.2 Логичность как качество грамотной речи.

1.3 Чистота как качество грамотной речи.

1.4 Уместность как качество грамотной речи.

1.5 Выразительность и богатство как качества грамотной речи.

1.6 Правила цитирования.

2. Подведение итогов. Оценки (баллы).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое логическая (предметная, понятийная) точность?

2. Охарактеризуйте уровни логичности в тексте.

3. Как обеспечивается логичность речи? (Специальными приемами).

4. Что такое понятие, суждение, умозаключение? (Основные единицы
мышления).

5. Назовите наиболее распространенные ошибки, приводящие к понятийной
неточности.

6. Что такое омонимы, плеоназм, паронимы?

7. Какие элементы являются чуждыми литературному языку?

8. Что такое канцеляризмы?

9. Расскажите об уместности как качестве грамотной речи.

10. Что является типичным проявлением личностно-психологической
неуместности? (Грубость).

11. Какие элементы языка усиливают (ослабляют) его выразительность?

12. Расскажите о богатстве как качестве грамотной речи.

13. Каковы пути обогащения речи?

14. Какие типы словарей вам известны?

15. Расскажите о правилах цитирования.

Список литературы для выполнения контрольных работ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: