Основные вопросы к зачету

1. Язык как знаковая система передачи информации.

2. Соотношение понятий «язык» и «речь».

3. Речь и мышление.

4. Функции языка и речи (информационная, агитационная, эмотивная).

5. Речевая коммуникация (Речевое действие, речевая ситуация, мотив высказывания, этапы речевого действия).

6. Формы (устная и письменная) и типы речевой коммуникации (признаки: условия общения, количество участников, цель общения, характер ситуации).

7. Виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание).

8. Общенародный (национальный) язык и его разновидности (литературный язык: разговорная речь и книжный язык; территориальные диалекты: севернорусские, южнорусские, среднерусские; просторечие; жаргоны: профессиональный, социальный).

9. Функциональные стили современного русского литературного языка (разговорный, книжный: научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

10. Особенности языка научного общения. Виды вторичных текстов (план, тезис, аннотация, рецензия, конспект, реферат).

11. Рубрикация.

12. Правила цитирования.

13. Композиционно-языковые особенности деловых бумаг (заявление, докладная записка, объяснительная записка).

14. Речевая (языковая) норма. Дать определение. Виды норм (императивная, диспозитивная).

15. Культура речи. Дать определение. Аспекты изучения (нормативный, коммуникативный, эстетический).

16. Качества грамотной речи (правильность, точность, логичность, уместность, богатство, выразительность, чистота).

17. Совершенствование навыков чтения.

18. Совершенствование навыков слушания.

19. Совершенствование навыков письменной речи.

20. Совершенствование навыков устной речи.

21. Техника речи.

22. Этика и речь.

23. Этика и сфера общения.

24. Этика и виды речевой деятельности.

25. Основные типы коммуникабельности людей (доминантность, мобильность, ригидность, интровертность).

26. Эго-состояния и речевое общение (состояние Родителя, состояние Взрослого, состояние Ребёнка).

27. Вербальные и невербальные средства общения (виды).

28. Речевые тактики (приёмы).

29. Формулы речевого этикета (нейтральные, официальные).

30. Русский язык в современном мире. Мировые языки (признаки).

Планы практических занятий и контрольные вопросы

Для самопроверки

Тема 1. Основы языковой и речевой культуры

План.

1.Выступления студентов:

1.1 Речевая коммуникация как процесс.

1.2 Язык как знаковая система передачи информации.

1.3 Основные функции языка.

1.4 Язык и речь. Соотношение понятий.

1.5 Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

1.6 Устная и письменная формы речи.

1.7 Невербальная коммуникация.

1.8 Мировые языки (понятие, признаки).

2. Тест «Какой Вы слушатель?»

3. Рекомендации. Оценки (баллы).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы специфические особенности общения как особого вида
взаимодействия людей?

2. Расскажите об основных функциях и компонентах общения.

3. Что общего у вербальных и невербальных средств общения? Чем они
отличаются?

4.Как классифицируют лингвисты виды общения?

5.Что такое «бытовое общение»? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы оно было эффективным?

6.Какова структура деловой беседы?

7. Каким слушателем должен быть деловой человек, стремящийся к успеху?

8. Какова роль невербальных средств в общении людей?

9. Расскажите о кинесических средствах общения (мимика, взгляд, поза, походка).

10. Расскажите о жестикуляции как невербальном средстве общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: