МИНИСТЕРСТВО ЗДОРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Минздравсоцразвития России
Кафедра терапии педиатрического и стоматологического факультетов
ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Методы клинического обследования больного
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для студентов стоматологического факультета
(специальность 060105.65 - стоматология)
Хабаровск
УДК 616.1/.9 (076)
ББК 54.1 я 73-4
П 817
Составитель:
доцент кафедры терапии педиатрического и стоматологического факультетов, к.м.н. Казакевич Н.В.
Под редакцией:
заведующей кафедрой терапии педиатрического и стоматологического факультетов, д.м.н., профессора Рудь С.С.
Рецензенты:
Е.Ф. Семисотова, к.м.н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО «Владивостокский Государственный Медицинский Университет Росздрава», г. Владивосток
|
|
И. Г. Меньшикова, зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия, д.м.н., профессор, г. Благовещенск
В учебно-методическом пособии представлены материалы по синдромальной диагностике внутренних болезней. Информация знакомит обучающихся с принципами клинической диагностики. Теоретический материал дополнен таблицами, рисунками и фотографиями. Для самоконтроля знаний пособие содержит тестовые задания и ситуационные задачи.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся пропедевтике внутренних болезней в системе Высшего профессионального образования по специальности «Стоматология».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность изучения дисциплины……………..………………………….…5
Тема № 1. Клинические синдромы заболеваний органов дыхания: синдром воспалительного уплотнения легочной
ткани, бронхообструктивный синдром. Рентген-диагностика…..…….…..7
Тема № 2. Клинические синдромы заболеваний органов дыхания: синдром скопления жидкости в плевральной полости, синдром полости в легком, синдром пневмоторакса. Рентген – диагностика………….……...23
Тема № 3. Синдром дыхательной недостаточности (острой и хронической). Клиника, диагностика. Оказание первой врачебной помощи…………………………………………………………………………….37
Тема № 4. Синдром артериальной гипертензии. Классификация артериальной гипертензии. Диагностика гипертонического криза………51
Тема № 5. Синдром стенокардии и инфаркта миокарда. Основные жалобы больных. Клиника и диагностика. Тактика врача………..…….…66
|
|
Тема № 6. Симптоматология недостаточности кровообращения. Клиника и диагностика. Оказание первой врачебной помощи ….…………………79
Тема № 7. ЭКГ - диагностика нарушений ритма и проводимости. ЭКГ-признаки мерцания предсердий, экстрасистолии, АВ - блокады, фибрилляции желудочков, блокады ножек п. Гиса………………………...89
Тема № 8.Симптоматология основных клинических синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Симптомы и синдромы при язвенной болезни. Диагностика, тактика врача …………………………..103
Тема № 9. Симптоматология основных клинических синдромов и заболеваний печени, желчного пузыря и поджелудочной железы. Синдромы желтухи, портальной гипертензии, ЖКБ. Диагностика……..115
Тема № 10. Основные клинические синдромы и заболевания органов мочевыделения. Мочевой, нефротический, нефритический синдромы. ОПН. ХПН. Лабораторная и инструментальная диагностика …………..131
Рекомендуемая литература………….……………………………………….142
Эталоны…………………………………………………………………………..143
Приложение……………………………………………………………………...153
Актуальность изучения дисциплины
В практике врача-стоматолога редко приходится сталкиваться с абсолютно здоровыми лицами при наличии того или иного стоматологического заболевания. Кроме того, многие внутренние болезни проявляются симптомами со стороны зубов и полости рта (сахарный диабет, болезни крови, иррадиационные боли в нижнюю челюсть при инфаркте миокарда и стенокардии и т.д.).
В методологическом аспекте путь распознавания болезней и постановки диагноза проходит несколько этапов. Начальный этап – это выявление симптомов заболевания. Второй этап – группировка симптомов в синдромы. Третий этап – постановка диагноза. Таким образом, синдром – это совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Одни и те же синдромы могут встречаться при разных заболеваниях, в то же время при одном и том же заболевании появляются разные синдромы (на различных стадиях болезни и при различных его клинических формах). Поэтому важнейшим элементом деятельности врача-стоматолога является клиническое мышление и наблюдательность, которые помогут выявить симптомы и синдромы сопутствующих терапевтических заболеваний, что, в свою очередь базируется на знаниях семиотики и клинической диагностики внутренних болезней.