Тема 1. Основы программирования в среде Visual Basic 6.0

 
 

Visual Basic 6.0 загружается одноименной командой из стартового меню. При загрузке появляется окно New project, в котором следует выбрать вкладку new, маркировать значок standard.exe и нажать кнопку открыть. Рабочая среда Visual Basic 6.0 представлена на рис. 1. Основные элементы рабочей среды: меню, панель инструментов стандартная (toolbar standard), набор инструментов (toolbox) general, окно проекта (project window) – project1, окно формы (form window) –form1, окно проводника проекта (project explorer) –project - project1, окно свойств –properties – form1. Все элементы рабочей среды включаются и отключаются в меню view одноименными командами: toolbars/standard, toolbox, project explorer, properties window, или одноименными кнопками на панели инструментов (рис. 1).Окно project explorer представляет собой структуру проекта, окно properties показывает список свойств активной формы или активного (маркированного) объекта на ней. Список может быть либо в алфавитном порядке (alphabetic), либо по категории свойств (categorized). Список всех открытых форм/проектов показывается в меню window. Для активизации формы нужно 2-ды щелкнуть по ее значку в окне project explorer либо выбрать форму в меню window. Окно редактора кодов программы (рис. 2) представляет собой текстовый редактор для описания процедур. Раскрывающиеся списки под заголовком окна: левый – список объектов, правый – список событий. Для открытия окна редактора нужно выделить значок формы либо модуля в окне project explorer и нажать кнопку viewcode на панели инструментов в окне project explorer; либо 2-ды щелкнуть по любому элементу на форме или на «пустом» месте формы. Для возврата в окно формы нужно нажать кнопку viewobject на панели инструментов в окне project explorer (см. рис. 4 справа на стр. 4).

Сохранение проектов: каждая форма {*.frm}, модуль {*.bas} и проект {*.vbp} должны быть сохранены командами save { имя формы, модуля или проекта } или save { имя формы, модуля или проекта } as из меню file.


Практическая работа № 1.1 - вычисление квадрата числа

1. Открыть новый проект. В окне проекта уже имеется заготовка формы, содержащая заголовок, кнопки сворачивания, распахивания и закрытия, а также кнопку для вызова системного меню окна. (рис. 3)

Свойства формы (доступны в окне properties ):

· Name имя (это свойство имеется у каждого объекта VB-проекта). Может содержать до 40 символов латинскими буквами без пробелов и знаков препинания. Это свойство используется в программном коде, поэтому должно быть уникальным и информативным. Задать для данной формы это свойство: example1_1. После ввода каждого изменения в окно properties нужно нажимать клавишу enter.

· Caption – заголовок окна, который видит пользователь на экране, задать для данной формы: вычисление квадрата числа.

· Backcolor – устанавливает структуру и цвет фона окна. Появляющаяся кнопка раскрывает список: palette – цвета и system – цвета для системных элементов. Установить для формы желаемый цвет фона.

· Borderstyle – тип рамки окна. В списке: 0 – отсутствует, 1 – фиксированная рамка, не изменяющая размеров (для диалоговых окон), 2 – изменяемые размеры рамки (для окон-приложений). Задать значение – 2.

· Maxbutton – наличие кнопки распахивания в окне, принимает значения true или false (истина или ложь). Установить – true.

· Minbutton – наличие кнопки сворачивания (аналогично свойству Maxbutton). Установить – true.

· Scale mode – установка единиц измерения рабочей области формы. Установить единицы twip ( twip=0.04 мм ).

· Scale height, scale top, scale left, scale width - координаты привязки рабочей области формы к рабочей области экрана.

· Top, width, left, height - расстояние между рамкой окна и границей рабочей области экрана.

· Enabled - разрешает или запрещает активизацию окна щелчком мыши (можетбыть использовано при создании диалоговых окон с целью задания им модального режима работы), принимает значения true или false (истина или ложь).

· Visible – делает окно видимым или невидимым, принимает значения true или false (истина или ложь).

· Appearance - позволяет придать форме плоский или объемный вид, принимает значения 0 flat à плоский; 1 3 D à объемный.

· C ontrol Box - наличие или отсутствие системного меню окна, принимает значения true или false (истина или ложь).

2. Установить в форме объект Label - метка, он нужен для создания надписей в форме, находится в наборе инструментов general (см. рис. 1 и 3). Метка имеет свойство name (см. выше), а также свойство caption, содержащее надпись, которую видит пользователь. Задать для метки значение свойства caption введите число.

Другие свойства метки (доступны в окне properties ):

· Alignment – выравнивание надписи по левому, правому краю или центру.

· Font и Forecolor - шрифт и цвет символов метки.

· Backcolor - цвет фона метки.

· Аutosize – автоматическая установка необходимого размера метки, определяемого надписью.

Установить самостоятельно в форму метку результат (см. рис. 3).

Метка может выводить числовые и символьные значения в процессе выполнения программы, для этого в тексте соответствующей процедуры ее свойству сaption должно быть присвоено нужное значение. Установить самостоятельно в форму « пустую » метку. Установить для этой метки: nameresult, caption – «пусто», для этого удалить все содержимое этого свойства и нажать клавишу enter. (см. рис. 3)

3. Установить в форме объект Textbox - текстовое поле (см. рис. 3). Этот объект предназначен для ввода с клавиатуры символьной информации, которая присваивается его свойству text. Оформление цвета и шрифта также, как и у метки.

4. Установить в форме объект CommandButton – командная кнопка (см. рис. 3). Надпись на командной кнопке задается свойством Caption. Установить для кнопки это свойство: вычислить. Оформление цвета и шрифта также, как и у метки.

Другие свойства командной кнопки (доступны в окне properties ):

· Appearance - внешний вид (объемный или плоский), принимает значения true или falsе; (или 0flat à плоский; 13D à объемный).

· Default - позволяет сделать кнопку доступной для нажатия клавишей Enter, принимает значения true или false.

· Cancel - позволяет сделать командную кнопку доступной для нажатия клавишей Esc, принимает значения true или false.

Установленный на форму объект может быть изменен в размерах, перемещен и удален после его активизации щелчком мыши. В каждый момент активным является какой-либо объект в форме, либо сама форма. Активный объект окружен маркерами. Для удаления объекта нужно нажать клавишу Delete, либо выбрать команду cut из контекстного меню вызванного на этом объекте. Для активизации самой формы нужно щелкнуть по ее «пустому» месту. Для выделения нескольких объектов сразу: щелкать по ним при нажатой клавише ctrl, либо выделить их пунктирной рамкой, растягивая ее по диагонали мышью, нажатие затем клавиши delete позволяет удалить сразу все выделенные объекты.

5. Написание программного кода необходимо произвести для кнопки вычислить, т.к. этот объект будет реагировать на воздействие пользователя. Для вывода окна редактора кодов программы нужно 2-ды щелкнуть по кнопке вычислить в окне формы. Появится окно редактора, в котором курсор будет автоматически установлен в нужном месте процедуры, а именно, после строки Private Sub Command1_Click(), где Command1 – свойство name командной кнопки.(Можно также использовать кнопку viewcode на панели инструментов в окне project explorer; для возврата – кнопку viewobject).

Ввести следующий текст программного кода:

Private Sub Command1_Click() { появляется автоматически }

result.caption=Val(chislo.Text)^2

End Sub { появляется автоматически }

Каждый раздел программного кода для того или иного объекта всегда начинается строкой Private Sub Name объекта _Click(), где Name объекта– имя объекта, для которого записан программный код, а Click() – событие (воздействие), в данном случае одинарный щелчок мыши, на которое реагирует объект;и заканчивается строкой End Sub. Строка программного кода result.caption=Val(chislo.Text)^2 означает, что свойству caption объекта со свойством name=result присваивается следующее значение: число (Val), хранящееся в свойстве text объекта со свойством name=chislo, возведенное во 2-ю степень (^2).

6. Запуск и остановка программ осуществляется с помощью кнопок Start и End на панели инструментов, а также с помощью одноименных команд из меню run. Остановить работу проекта можно также кнопкой Х в окне приложения. Если в ходе работы появляется ошибка, нужно остановить работу приложения, исправить ошибку, а затем снова проверить работу приложения.

7. Сохранить проект и форму с именами Example1_1 или Lab1_1 соответствующими командами (save project1 as и save form1 as) из меню file.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: