Опыт 1. Коррозия, возникающая при контакте двух различных металлов
В стеклянную трубку, согнутую под углом, налейте 0,01 н раствор серной кислоты. В одно колено трубки введите полоску цинка и наблюдайте медленное выделение водорода. В другое колено введите медную проволоку, не доводя ее до соприкосновения с цинком. Наблюдается ли выделение водорода на меди? Погрузите медную проволоку глубже, так чтобы она контактировала с цинком. Объясните выделение водорода на меди в этом случае. Составьте схему действия образовавшейся гальванической пары. Как повлиял контакт с медью на коррозию цинка?
Опыт 2. Коррозия вследствие образования микрогальванических пар.
1. В две пробирки налейте по 2 - 3 мл 2 н серной кислоты и опустите равные кусочки химически чистого цинка. При этом водород выделяется слабо.
2. В одну из пробирок прибавьте 3 - 4 капли раствора сульфата цинка меди, объясните, почему изменяется скорость выделения водорода, и какие процессы при этом происходят?
Опыт 3. Влияние природы контактирующих металлов на скорость коррозии железа.
В опыте изучается коррозия стали в паре с различными металлами. В первой части опыта железо находится в паре с никелем и медью, во второй части опыта – в паре со свинцом или кадмием. В стеклянную трубку, согнутую под углом (см. опыт 1) налейте половину объема 0,1 М раствора H2SO4. Металлические стержни тщательно зачистите наждачной бумагой и промойте проточной водой. В одно колено трубки поместите стальную пластинку, во второе – никелевую (или медную). С помощью милливольтметра определите напряжение элемента.
Повторите опыт с кадмиевым или свинцовым стержнем.
При оформлении результатов опыта запишите: уравнение анодного и катодного процессов, а также суммарное уравнение реакции. Приведите схему коррозионного элемента.
Рассчитайте потенциал катодной реакции и объясните влияние природы использованных металлов на скорость коррозии и напряжение коррозионного элемента.
Опыт 4. Активирующие действия ионов хлора
В две пробирки налейте (1/2 объема) раствор сульфата меди, подкисленный серной кислотой. В одну из пробирок добавьте хлорид натрия. Затем в обе пробирки поместите алюминиевую проволоку. Наблюдайте, в какой из пробирок интенсивнее выделится газ. Запишите уравнение анодного, катодного и суммарного процессов, приведите схему коррозионного элемента. Объясните механизм влияния ионов хлора на скорость реакции.