Содержательно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик ООП ВПО

ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

____________________

«___»__________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.3 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно - заочная, заочная

Москва

2014
СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения учебной дисциплины.. 4

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП.. 5

3. Структура и содержание учебной дисциплины.. 7

3.1. Содержание дисциплины (программа курса) 15

3.2. Лекции. 27

3.2.1. Лекции для студентов очной формы обучения. 27

3.2.2. Лекции для студентов очно-заочной формы обучения. 33

3.2.3. Лекции для студентов очно-заочной формы обучения по сокращенной программе. 36

3.2.4. Лекции для студентов заочной формы обучения. 39

3.2.5. Лекции для студентов заочной формы обучения по сокращенной программме 41

3.2.6. Лекции для студентов заочной формы обучения по сокращенной программме (группа выходного дня) 42

3.3. Практические занятия. 43

3.3.1. Планы практических занятий для студентов очной формы обучения 43

3.3.2. Планы практический занятий для студентов очно-заочной формы обучения 52

3.3.3. Планы практических занятий для студентов очно-заочной формы обучения по сокращенной программе. 59

3.3.4. Планы практических занятий для студентов заочной формы обучения 63

3.3.5. Планы практических занятий для студентов заочной формы обучения по сокращенной программе (в том числе группы выходного дня). 64

3.4. Самостоятельная работа студента. 68

3.4.1.виды самостоятельной работы.. 68

3.4.2.модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса. 68

4. Образовательные технологии. 71

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. 76

Задания для выполнения контрольных работ.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «история государства и права зарубежных стран». 82

Вопросы для самопроверки к экзамену. 92

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины. 95

7. Учебно-методическое обеспечение. 100

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.. 106


1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к следующим видам профессиональной деятельности (п.4.3. ФГОС ВПО):

· нормотворческая;

· правоприменительная;

· экспертно-консультационная;

· педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

- изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п.4.4. ФГОС ВПО):

· нормотворческая деятельность;

· участие в подготовке нормативных правовых актов;

· правоприменительная деятельность;

· обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

· составление юридических документов;

· правоохранительная деятельность;

· обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

· охрана общественного порядка;

· предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;

· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

· консультирование по вопросам права;

· осуществление правовой экспертизы документов;

· педагогическая деятельность;

· преподавание правовых дисциплин;

· осуществление правового воспитания.

- изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция следующих общекультурных и профессиональных компетенций

а) общекультурных (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональных (ПК):

в правоприменительной деятельности:

· способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

· способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

- История государства и права зарубежных стран относится к Б3.Б.3 циклу ООП;

- ко времени изучения Истории государства и права зарубежных стран студенты обладают сформированными знаниями по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, русский язык и литература, география);

-знание математики и информатики помогают в овладении традиционными и современными методами историко-правовых исследований и в использовании современных технических средств обучения;

- история государства и права зарубежных стран совместно с историей государства и права России, теорией государства и права, историей политических и правовых учений, а также рядом других учебных дисциплин, в основном изучаемых в рамках 1 и 2 семестров, образуют группу наук, составляющих теоретическое, а если иметь в виду более широкий план, гносеологическое основание отраслевых дисциплин. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.


Содержательно-логические связи учебных дисциплин (модулей), практик ООП ВПО

Коды циклов, дисциплин, модулей, практик Название циклов, разделов, дисциплин, модулей, практик Содержательно-логические связи Коды формируемых компетенций
Коды учебных дисциплин, модулей практик (и их разделы)
На которые опирается содержание данной учебной дисциплины, модуля, практики для которых содержание данной учебной дисциплины, модуля, практики выступает опорой
Б3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Б3.Б.3 История государства и права зарубежных стран Б3.Б.3 Б3.В3, Б.3.В.4, Б.3В.8 ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-19

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа, включая 36 часов на экзамен. По сокращенной программе общая трудоемкость составляет 7 зачетных единиц, 252 часа, включая 9 часов на экзамен.

Тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология его изучения            
  Государство и право Древнего Востока         Дискуссия по вопросу об историческом типе восточных государств. Оценка выступления студентов
  Государство и право Древней Греции         Мозговой штурм при обсуждении вопроса о формировании демократических институтов в Афинах. Оценка выступления студентов.
4. Государство и право Древнего Рима и Византии         Деловая игра при обсуждении судебного процесса по Законам ХII таблиц. Анализ деловой игры.
5. Государство и право салических франков         Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Салической правде Анализ деловой игры.
6. Государство и право Франции в Средние века           Опрос студентов, контрольная работа.
7. Государство и право Германии в Средние века         Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Каролине. Анализ деловой игры.
8. Государство и право Англии в Средние века           Опрос студентов.
9. Переход в Англии от абсолютной монархии к конституционной.         Дискуссия по вопросу об антифеодальной революции в Англии Оценка выступления студентов.
  Утверждение конституционной монархии в Великобритании         Работа в малых группах при рассмотрении конституционных актов Великобритании Оценка работы студентов в малых группах
  Развитие государства и права Великобритании в ХIХ-ХХвв.           Контрольная работа
  Возникновение и развитие государства и права США           Опрос студентов
  Изменение в государственном строе США в ХХ веке.         Дискуссия по вопросу о Новом курсе Рузвельта Оценка выступления студентов
  Государство и право Франции периода Великой французской революции         Работа в малых группах при анализе нормативных актов периода революции Оценка участия работы студентов в малых группах
  Государство и право Франции в ХIХ веке         Работа в малых группах при изучении Кодекса Наполеона Оценка участия работы студентов в малых группах
  Государство и право Франции в ХХ веке.           Опрос студентов
  Образование единой Германии         Работа в малых группах при рассмотрении ГГУ Оценка умения студентов работать с нормативными актами
  Государство и право Германии в ХХ веке           Контрольная работа
  Государство и право Италии в Новое и Новейшее время     Написание студентами рефератов Оценка рефератов
  Государство и право Китая и Японии в конце ХIХ-ХХвв.           Опрос студентов
  ВСЕГО            

Очно - заочная форма обучения

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран     --      
  Государство и право Древнего Востока           Опрос студентов
  Государственный строй в Афинах и Древнем Риме.         Работав малых группах при обсуждении республиканской формы правления в Афинах и Риме. Оценка участи студентов в малых группах.
4. Законы ХII таблиц в Древнем Риме.       Деловая игра при обсуждении судебного процесса по Законам ХII таблиц. Анализ деловой игры.
5. Государство и право салических франков.         Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Салической правде Анализ деловой игры.
6. Государство и право Франции в Средние века.           Опрос студентов.
7. Государство и право Германии в Средние века         Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Каролине. Анализ деловой игры.
8. Государство и право Англии в Средние века         Мозговой штурм при рассмотрении Великой хартии вольностей. Оценка выступления студентов.
9. Государства и права Великобритании в ХVII-ХХ вв.           Контрольная работа
  Возникновение и развитие государства и права США в ХVIII-ХХ вв.         Дискуссия по вопросу о создании конфедерации Южными Штатами в Х1Хв. Оценка выступления студентов.
  Государство и право Франции в ХVIII-ХХ вв.         Работа в малых группах при анализе Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Оценка работы студентов в малых группах
  Государство и право Германии в ХIХ-ХХ вв.           Опрос студентов.
  Становление континентальной системы права         Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ Оценка работы студентов в малых группах
  Государство и право Италии в Х1Х-ХХвв.   --   Написание студентов рефератов Оценка рефератов
  Государство и право Китая и Японии в ХIХ-ХХвв.         Опрос студентов
  ВСЕГО            

Очно - заочная форма обучения по сокращенной программе

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран          
  Государство и право Древнего Востока         Опрос студентов.
  Государство и право в Афинах и Древнем Риме.         Дискуссия по вопросу становления демократических институтов в Афинах. Оценка выступлений студентов.
4. Государство и право в Средние века.         Деловая игра при рассмотрении судебного процесса по Салической правде и Каролине. Анализ деловой игры.
5. Становление и развитие конституционной монархии в Великобритании в ХVII-ХIХ вв.           Опрос студентов.
  Возникновение и развитие государства и права США в ХVIII-ХХ вв.         Мозговой штурм при рассмотрении вопроса о создании конфедерации Южными Штатами в ХIХ в. Оценка выступления студентов.
  Государство и право Франции в ХVIII-ХХ вв.         Дискуссия по вопросу об историческом значении диктатуры якобинцев. Оценка выступления студентов.
  Государство и право Германии в XIX -ХХ вв.           Опрос студентов.
  Становление континентальной системы права.         Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ Оценка работы студентов в малых группах.
  Основные тенденции государственно-правового развития в ХХ вв. в странах Западной Европы, США и Китая в Новейшее время.           Опрос студентов.
  ВСЕГО            

Заочная форма обучения

Трудоемкость экзамена составляет 9 часов.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран          
  Государство и право Древнего мира         Деловая игра по судебному процессу в Древнем Риме. Оценка выступления студентов.
3. Государство и право в Средние века.       Мозговой штурм при рассмотрении Великой Хартии Вольностей. Оценка выступления студентов.
4. Становление буржуазного государства в странах Западной Европы и США в ХVII-Х1Х вв.         Дискуссия по созданию конфедерации Южными Штатами США в Х1Х в. Оценка выступления студентов.
  Становление континентальной системы права       Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ Оценка работы студентов в малых группах.
  Основные тенденции государственно-правового развития в ХХ вв. в странах Западной Европы и США.        
  ВСЕГО            

Заочная форма обучения по сокращенной программе

Трудоемкость экзамена составляет 9 часов.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран          
  Образование первых государств. Монархическая и республиканская форма правления. Первые кодификации права.           Опрос студентов.
3. Становление и развитие феодальных государств в странах Западной Европы. Общие закономерности и особенности.       Мозговой штурм при рассмотрении Великой Хартии Вольностей. Оценка выступления студентов.
4. Эпоха буржуазных революций и формирования государств нового типа. Становление англо-саксонской и континентальной системы права.       Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ. Оценка работы студентов в малых группах.
  Основные тенденции государственно-правового развития в ХХ вв. в странах Западной Европы и США.        
  ВСЕГО            

Заочная форма обучения по сокращенной программе

группа выходного дня

Трудоемкость экзамена составляет 9 часов.

№ п/п Раздел (тема) учебной дисциплины семестр Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах) Образовательные технологии Формы текущего контроля
лекции Практи-ческие занятия СРС
  Введение в предмет и методология изучения истории государства и права зарубежных стран          
  Образование первых государств. Монархическая и республиканская форма правления. Первые кодификации права.           Опрос студентов.
3. Становление и развитие феодальных государств в странах Западной Европы. Общие закономерности и особенности.       Мозговой штурм при рассмотрении Великой Хартии Вольностей. Оценка выступления студентов.
4. Эпоха буржуазных революций и формирования государств нового типа. Становление англо-саксонской и континентальной системы права.         Работа в малых группах по сравнительному анализу ФГК и ГГУ. Оценка работы студентов в малых группах.
  Основные тенденции государственно-правового развития в ХХ вв. в странах Западной Европы и США.        
  ВСЕГО            

3.1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

ПРОГРАММА КУРСА
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: