Процедура защиты дипломной работы

Защита дипломной работы проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее двух третей ее состава. При невозможности личного участия рецензента в процедуре защиты его отзыв оглашается секретарем ГАК. На защиту приглашаются преподаватели и все желающие. Председателем ГАК по защите дипломной работы является авторитетный специалист-психолог, имеющий ученую степень доктора психологических наук и звание профессора.

Секретарь ГАК объявляет о защите таким–то студентом выпускной квалификационной работы (диплома), называет ее тему, фамилии научного руководителя и рецензента. Затем слово предоставляется дипломнику для изложения в течение 10-15 минут основного содержания выполненной им работы. Студент может рассказать о нем, не придерживаясь заранее заготовленного текста выступления, или же зачитать его. Закончив сообщение словами «Спасибо за внимание», студент отвечает на возможные вопросы членов ГАК и присутствующих.

Научный руководитель в своем кратком (3-5 минут) выступлении, не касаясь содержания работы, характеризует то, как студент проводил исследование, проявленные при этом личные качества, его способности к исследовательской работе.

Далее, слово предоставляется рецензенту, который в течение 3-5 минут характеризует суть выполненного исследования, отмечает достоинства работы и свои замечания к ней.

После того, как дипломник ответил на замечания рецензента, председатель предлагает членам ГАК и присутствующим включиться в свободную дискуссию, отнестись к содержанию защищаемой работы.

Выступление автора выпускной работы (студента-дипломника), его ответы на замечания рецензента и вопросы присутствующих должны строиться в соответствии с правилами научной риторики.

Общая продолжительность защиты дипломной работы обычно не должна превышает 30 минут.

Балльная оценка принимается на заседании членов ГАК открытым голосованием по большинству голосов и объявляется в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания экзаменационной комиссии.

Оценка дипломной работы выставляется исходя из качества выполненного исследования, отзыва рецензента, аргументированности выступления студента и его ответов на замечания и заданные вопросы по следующим критериям:

· обоснованность актуальности темы работы;

· внутренняя согласованность и логичность формулировок аппарата исследования;

· наличие ссылок на работы авторов, корректность цитирования;

· обоснованность замысла экспериментального (эмпирического) исследования;

· адекватность выбора комплекса методов цели, предмету и гипотезе исследования;

· корректность статистической обработки и количественного анализа эмпирических данных;

· обоснованность обобщения результатов исследования, адекватность выводов содержанию работы;

· научность изложения содержания исследования в тексте;

· оформление работы;

· логичность и обоснованность, научный язык выступления на защите;

· умение участвовать в научной дискуссии;

· отзыв научного руководителя;

· отзыв рецензента.

В случае получения неудовлетворительной оценки защита в установленном порядке переносится на другой срок.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ И КОНТРОЛЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Подготовка дипломной работы проходит ряд этапов, на которых осуществляется соответствующий контроль научным руководителем, кафедрой и деканатом.

1-й этап: выбор студентом руководителя одной из предложенных выпускающей кафедрой тем из общего списка, либо согласование научным руководителем предложенной самим студентом темы.

2-й этап: утверждение на заседании выпускающей кафедры выбранных студентами и согласованных с научными руководителями тем дипломных работ и закрепление за каждым студентом научного руководителя.

3-й этап: ознакомление с приказом ректора МЭЛИ об утверждении научных руководителей и тем дипломных работ, сверка правильности наименования выбранной студентом темы и фамилии его научного руководителя.

После выхода приказа изменение формулировки темы и смена научного руководителя может происходить только в виде исключения и по письменному заявлению студента, в котором мотивируется этот шаг.

4-й этап: консультация научного руководителя по общим требованиям к выполнению дипломной работы; срок – в течение 2-х недель с момента выхода приказа ректора.

Такая консультация может проводиться научным руководителем со всеми своими дипломниками, с какой-то их частью, либо индивидуально с каждым. На первой консультации научный руководитель выдает студенту задание на выполнение дипломной работы (см. Приложение 3). Задание служит своего рода картой-схемой теоретического и экспериментального исследования студента, всего процесса подготовки дипломной работы.

Список студентов, не проявивших инициативу по обсуждению с научным руководителем задания на выполнение дипломной работы, представляется научным руководителем в деканат факультета для принятия по отношению к таким студентам административных мер.

5-й этап: проведение студентом теоретико-методологического (теоретического, концептуального) анализа литературы по теме исследования, написание теоретической части дипломной работы, обоснование плана экспериментального (эмпирического) исследования. Срок – определяется научным руководителем индивидуально с каждым дипломником, но не менее чем за полгода до начала эксперимента (что обусловлено спецификой психологических исследований, требующих, как правило, продолжительных по времени экспериментов).

На этом этапе студент запрашивает у своего научного руководителя консультации по оценке накопленного теоретического материала, обсуждению замысла, гипотезы, процедуры проведения эксперимента и статистических методов обработки эмпирических данных, возможных результатов и выводов.

Первый вариант теоретической части дипломной работы (как и все другие рабочие материалы) представляется научному руководителю в напечатанном виде, по результатам консультации в него вносятся исправления.

Как и на предыдущем этапе, информация о дипломниках, не завершивших данный этап вовремя, представляется научным руководителем в деканат для принятия соответствующих административных мер.

6-й этап: проведение дипломником экспериментального (эмпирического) исследования по теме работы. Срок окончания – не позже, чем за 2 месяца до даты защиты.

На этом этапе студент запрашивает у научного руководителя консультации по оценке хода эксперимента, статистической обработке эмпирических данных и их интерпретации, формулированию теоретических и практических результатов и выводов.

Информация о дипломниках, не завершивших вовремя данный этап, также представляется научным руководителем в деканат для принятия к ним административных мер.

7-й этап: завершение теоретико-экспериментального исследования, подготовка текста всей дипломной работы, представление ее на кафедру. Срок окончания данного этапа – за 15 дней до даты защиты.

На этом этапе студент консультируется у научного руководителя по всем вопросам, связанным с осмыслением полученных результатов исследования и его текстовым оформлением.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования //Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева – М.- Воронеж, 1996. – с. 280-336.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2001. – 320 с.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. Пер. с англ. – М., 1982. – 464 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М., 1999. – 384 с.

5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М., 1997. – 256 с.

6. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб., 2002. – 480 с.

7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК преподавателей педагогических дисциплин ун-тов и педагогических институтов. – М., 1985. – 319 с.

8. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов / Под редакцией Т.В.Корниловой – М. 1998. – 296 с.

9. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия “Мастера психологии”).

10. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. – М., 1994. – 146 с.

11. Орлов Ю.М. Основания научной риторики, М., 1997. – 32 с.

12. Психология: комплексный подход/ М.Айзенк, П.Брайант, Х.Куликэн и др.; Под ред. М.Айзенка. Перевод с англ. С.Б.Бенедиктова. – Мн., 2002. – 832 с.

13. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология/Перевод с франц. /Под общей редакцией А.Н.Леонтьева – М., 1975. – 285 с.

В данном пособии представлены необходимые требования к выполнению студентами выпускной квалификационной работы факультетов психологии. В нем дается описание методов и этапов психологического исследования, процедуры его защиты, приводятся примеры фрагментов текста дипломной работы.

Пособие адресовано как студентам, так и преподавателям – научным руководителям дипломных работ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Бланк заявления)

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Декану факультета психологии

Ф.И.О.

От студента(ки) гр. ______

_______________________

тел .____________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: