Упражнения. 1. Определите (с кратким обоснованием) тип проблематики в следующих произведениях

1. Определите (с кратким обоснованием) тип проблематики в следующих произведениях:

Д.И. Фонвизин. Недоросль,

А.С. Пушкин. Пир во время чумы, Полтава,

Н.С. Лесков. Левша,

Ф.И. Тютчев. Умом Россию не понять…,

Л.Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича,

А.П. Чехов. Дама с собачкой, Мужики,

М.А. Булгаков. Собачье сердце.

2. Какие типы проблематики сочетаются в следующих произведениях?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин,

Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные,

Ф.М. Достоевский. Бесы,

Л.Н. Толстой. Воскресение,

А.Н. Толстой. Хождение по мукам,

М. Горький. Жизнь Клима Самгина,

К. Симонов. Живые и мертвые.

3. Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:

а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

— проблема фатализма и в связи с ней — проблема цели и смысла человеческого существования,

— проблема борьбы добра со злом,

— проблема борьбы Печорина со светским обществом.

б) Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

— проблема борьбы против крепостного права,

— проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни,

— проблема: «кому на Руси жить хорошо?».

в) М. Горький. На дне

— проблема судьбы человека в капиталистическом обществе,

— проблема гуманизма,

— в чем причины нравственной деградации человека?

4. Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:

а) АС. Пушкин. Евгений Онегин — М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени,

б) И.С. Тургенев. Отцы и дети — Н.Г. Чернышевский. Что делать?

в) Л.Н. Толстой. Анна Каренина — А.П. Чехов. Дама с собачкой,

г) АС. Пушкин. Клеветникам России — М.Ю. Лермонтов. Родина,

д) Н.В. Гоголь. Шинель — Ф.М. Достоевский. Бедные люди.

Итоговое задание

Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей примерной схеме:

1) Определите тип проблематики (с краткой аргументацией). Если в произведении не один, а несколько типов, проанализируйте их взаимодействие.

2) Сформулируйте ведущую проблему.

3) Расскажите (устно или письменно) о проблематике данного произведения (из расчета 10–25 мин. устного рассказа).

4) Сравните проблематику данного произведения с проблематикой двух-трех других произведений, схожих или контрастных.

5) Подведите итог и сделайте общий вывод.

Тексты для анализа

АС. Пушкин. Капитанская дочка,

М.Ю. Лермонтов. Демон,

А.Н. Островский. На всякого мудреца довольно простоты,

И.С. Тургенев. Дворянское гнездо,

Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы,

А.А. Блок. Двенадцать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: