Будущее больших городов


В то же время многие из этих проектов кажутся иллюстрациями к еще ненаписанным научно-фантастическим романам. В экономическом и техническом отношении они стоят по меньшей мере на грани осущест­вимости. Главный же их недостаток состоит в том, что они очень часто противоречат требованиям человека к жизненной среде, превращая ее в некие склады для людей.

Современное состояние большинства крупных городов мира и выше­описанные проекты показывают, что компактное и концентрированное развитие многомиллионных метрополий является для человеческого об­щества неприемлемым. Картину города будущего, развившегося на одной и той же основе, еще в 1908 г. проницательно нарисовал Анатоль Франс. Предостерегающий голос писателя прозвучал в описании, данном в начале 8-й книги «Острова пингвинов», названной «Будущие време­на.— История без конца»: «Дома все казались недостаточно высокими, их непрерывно надстраивали, строили в тридцать, сорок этажей, в кото­рых помещались конторы, магазины, банки, правления разных обществ. И, разрывая почву все глубже и глубже, прокладывали туннели, выво­дили подвалы.

Пятнадцать миллионов людей работали в гигантском городе при све­те прожекторов, которые не угасали ни днем, ни ночью. Дневной свет совершенно не проникал сквозь дым, поднимавшийся из фабричных труб, опоясывающих город. Иногда только виднелся красный диск солн­ца без лучей, скользивший по черному небосклону, изрезанному желез­ными мостами, с которых падал непрерывный дождь копоти и каменно­угольной пыли. Это был самый промышленный, самый богатый город в мире. Устройство его казалось совершенным. В нем не осталось и сле­да старых аристократических или демократических форм правления; все в нем было подчинено интересам трестов»33.

Однако, несмотря на всю непривлекательность такой картины, оче­видно, нереально предполагать, что большие города исчезнут совсем. Нельзя во всяком случае рассчитывать на их устранение в ближайшие десятилетия. Напротив, приходится все больше считаться с тем, что, вследствие чрезвычайно высокого роста народонаселения и непрекраща­ющегося процесса концентрации, появятся новые большие города. Необ­ходимо принимать во внимание вполне понятные стремления интенсивно использовать для новой застройки каждый гектар дорогой городской земли.

Отсюда возникает целый ряд вопросов. Представляет ли процесс дальнейшего роста крупных городов непреодолимую закономерность или же есть необходимость и возможность управлять этим процессом, стремясь к ограничению концентрации расселения? Нужно ли содей­ствовать максимальной концентрации населения, создавая совершенно искусственную среду, или же, наоборот, необходимо стремиться к сниже­нию плотности в больших городах, все более активно используя в них зелень и другие природные компоненты? Являются ли транспортные и технические проблемы следствием усиливающейся концентрации насе­ления или же можно разрешить вопрос об основных предпосылках су­ществования больших городов? Если можно, то какой ценой — путем затрат колоссальных финансовых средств или путем снижения качества окружающей человека среды? Вся мировая теория и практика градо­строительства ищут ответ на эти актуальные вопросы. Мы уже познако­мились с целым рядом конкретных и теоретических проектов, авторы которых хотят решить сложные вопросы реконструкции и дальнейшего развития современных больших городов, стремясь преодолеть их серьез­ные недостатки. Однако мы видели также, что часто в новых проектах отдельные неблагоприятные моменты большого города настолько уси­ливаются, что доходят до своего абсурда.

Все вместе они ярко свидетельствуют об огромных трудностях, стоя­щих на пути решения проблем большого города — целесообразной взан-



мосвязи жилья и работы, обеспечения доступности зелени, зон отдыха и природы вообще, развития эффективных транспортных средств и си­стем. Именно в больших городах возникают специфические социальные и гигиенические проблемы, а создание благоприятных условий жизни для человека оказывается подчас не только сложным, но и дорогостоящим.

При этом создание благоприятной среды для общества в целом и для отдельного человека, для полного развития его физических и духовных сил остается первоочередной проблемой современного и будущего боль­шого города.

Общий признак большинства современных проектов — попытка пре­одолеть стихийное развитие и хаотическое разрастание больших городов. Во многих концепциях учитывается важность планомерного развития городского организма. Понятно, что чаще всего это относится к проек­там, по которым предстоит создавать новые города на пустом месте. Значительно сложнее обстоит дело с разрешением проблем реконструк­ции существующих городов и неудивительно, что наименее удовлетвори­тельными оказываются результаты тех новейших преобразований, кото­рые наблюдаются в крупнейших городах. Именно в этой области нали­чествуют существенные различия в понимании наиболее целесообразной структуры, которую исследуют в пределах от традиционных центричес­ких планов вплоть до членения вдоль различных композиционных и экс­плуатационных осей. По-разному подходят и к трактовке микрострукту­ры отдельных элементов города, и к максимально допустимым размерам городских напластований. С течением времени все большее внимание в теоретических концепциях уделяется коммуникационным сетям, при разработке которых очевидное преимущество отдается массовым видам транспорта.

Ввиду огромной сложности проблем, а иногда полной неспособности их решить отдельные специалисты полностью отрицают возможность дальнейшего существования городов. Однако, если не принимать во вни­мание крайности, следует признать, что в большом количестве современ­ных замыслов содержатся полноценные, жизненные идеи и намечаются конкретные пути их воплощения в жизнь. Само собой разумеется, что реализация этих замыслов возможна лишь в условиях прогрессивного социального строя.


Сноски к главе V


Проблемам больших городов и их от­дельных компонентов посвящены десят­ки книг, тысячи статей и специальных разработок. В настоящей главе материал ограничен рассмотрением вопросов раз­вития и современного состояния теоре­тических концепций большого города как целого.

Die Stadt dor Zv,-1901, Erstes Okto-

1. J. P. Wi I le br an d t. Grund-
riss einer schoenen Stadt in Absicht ihrer
Anlage und Einrichtung zur Bequemlich-
keit, zum Vergnugen. zum Anvachs un.i
zur Erhaltung ihrer Einwohner nach be-
kannten Mustern entworfen. Hamburg.
1775.

2. Bill Archer,
kunft. «Die Reform»,
berheft, № 3. S. 204.

3. J. S t ii b b с п.

Die

Grosstadt 1902. Л»

ас г

Zukunft. «Die Umschau», 1902. Л» 12. 221—3; Л» 21, 401—5; Л» 52. 1021—4.

4. Там же, стр. 221.

5. Otto W a g п е г. Die Grosstadt.
eine Studie fiber diese. Wien, 1911, S. 4

6. Там же, стр. 10.

7. Там же, стр. 22—23.

8. Theodor F r i t s с h. Die Stadt der
Zukunft. Leipzig, 1896. S. 12.

9. E. Henard. Les Villes de l'ave-


nir. «L/Architecture», 1910, Л» 4b, p. 385.

uu-
эпг-

10. Manifesto dell'Architettura F:
rista. N. Condrads. Programme •
Manifeste zur Architektur des 20.
hundcrts. Frankfurt/M., 1964, S. 32.

11. J. L a g a d i e. Les catedrales de
la cite moderne. «L'illustration», 1922. 12.
8, p. 131. Автором рисунка является Жак
Ламбер.

12. Le С о г b u s i e r. Vers игк- ar­
chitecture. Paris, 1923.

13. Корбюзье. Планировка гого-
дг.. М., 1933.

14. О работе над проектом здания
Центросоюза подробно рассказывает в
статье, посвященной 75-летию Корбюзье,
известный советский архитектор Н. Кол­
ли, который принимал участие п работе
над окончательным проектом здания.
(«Архитектура СССР»), 1962, № 12.
стр. 36—42.)

15. Le Corbusier. La Ville Ra-
dieuse. Elements d'unc doctrine d'urba-
nisrne pour l'equipment de la civilisation
machiniste. Paris, 1933, p. 91.

16. Там же, стр. 128.

17. Там же, стр. 345.



18. Le Corbusier. Vers une ar­
chitecture. Paris, 1923, p. 230.

19. L. H i 1 b e r s ei m er. Grosstadt-
bauten. Neue Architektur, I. Hannover,
1925, p. 13.

20. Проект и его сопроводительный
документ «Stavba», s. 1 (1927—8).

21. Congres Internationaux d'Archi-
tecture Moderne—Международные кон­
грессы современной архитектуры. Объе­
динение было основано в 1928 г. в Швей­
царии и первую декларацию среди про­
чих подписали X. П. Берлаге (Голлан­
дия), Виктор Буржуа (Бельгия), Ле
Корбюзье (Франция), Андре Люрса
i Франция), Эрнст Май (Германия). Гни-
i.ec Майер (Германия), В. М. Мозер
•Швейцария — первый председател;..
CI AM), Альберто Сарторпс (Италия).
Ганс Шмидт (Швейцария), Март Штам
(Голландия! и др.

22. Manifest I. pripravneho kongresu
n:czin;irodni architekturv. K.arcl Teige,
Mczinarodni soudoba architektura 1.
Praha. 1927, s. 77.

23.,1. L. S e r i. Can our Cilies sur­
vive? Harvard University Press. New-
York, 1947, p 242.

24. Там же. стр. 210.

25. Rationelle bebaungsweisen. Erge-
bnisse des 3. Internationalen Kongresses


fur neue Bauen. Frankfurt, 1931, S. 7. Популярная в то время тема минималь­ного жилища обсуждалась на конгрессе CIAM во Франкфурте-на-Майне в 1929 г.

26. Е. Giedion. Das Bauhaus in
seiner Zeit. «Bauen und Wohnen», 1961,
№ 5, 1813.

27. Ch. А. В 1 e s s i n g. The Evolving
City. Detroit, 1961.

28. Victor G r u e n. Approaches to Ur­
ban Revitalisation in the Unites States.
«Architectural Association Journal», 1962,
12, p. 178.

29. Ker.zo Tange. «Casabella 258».
1961, Dicembre.

30. Yona Friedman. Mobile Archi­
tektur. «Werk», 1963, № 2, p. 51. Первый
проект «пространственной конструкции
города» был выставлен в 1925 г. в авст­
рийском павильоне на Выставке деко­
ративного искусства в Париже. Его ав­
тором был венский художник Фридрих
Кислер, член авангардистской группы
Де Стиль.

31. Yona Friedman. Les Villes-
ponts. «Technique et architecture», 1963.
So 3, p. 13—15.

32. Kenzo Tange. Plan fiir Tokio.
«Bauen und Wohnen», 1964, № 1, S. 4.

33. А. Франс. Остров пингвинов. M., 1956, стр. 253—254.


V!. ИДЕАЛ МАЛОГО ГОРОДА

Еще античные философы спорили о факторах, определяющих опти­мальные размеры городов. Известно, что многие утописты наиболее удобными считали малые города. На протяжении всей истории город­ской культуры и на всех этапах развития градостроительных теорий можно заметить почти непрерывную цепь воззрений, предпочитающих трудно управляемым городам-гигантам малые города и поселки. При­верженцы малых городов имели в виду не только умеренные размеры поселений и ограниченное число их жителей. Составной частью их пред­ставлений о малом городе было активное использование зелени внутри поселения и создание зеленой зоны вокруг него.

Крупные города составляли исключение вплоть до начала бурного развития капитализма. Рост городов часто сдерживался крепостными стенами, а земля за их пределами была той неприкосновенной сельско­хозяйственной базой, которая кормила городских жителей. Во многих странах издавна существовали предписания создавать вокруг городов своего рода защитные пояса. Такую меру вынуждала оборона города, необходимость снабжения его населения продуктами питания.

В России, например, по Соборному уложению 1649 г. для всех горо­дов были выделены общие пастбища. При всеобщем измерении земли, проводившемся в 17G5 г., ширина свободного незастраиваемого пояса вокруг любого города устанавливалась в 2 версты, а для Москвы — в 4. Граница этой земли обозначалась рвом и валом.

В массовом масштабе градостроительная разработка малых городов началась лишь в период стихийного роста промышленных центров. Пер­вые проекты малых городов были созданы во Франции и Англии, т.е. в странах, оказавшихся к началу XIX в. наиболее развитыми в экономи­ческом отношении.

Идеальный город Во второй половине XVIII в. известный французский архитектор

Леду Клод Никола Леду получает задание разработать проект нового поселка





41. Клод Никола Леду. Идеальный город в Шо; 1804 г. Общая классиче­ская композиция как в расположении зеленых площадей, так и в общей планировочной форме предвосхищает более поздние проекты горо­дов-садов

Образцовый го­род Д. С. Букингэма


для королевской солеварни в Шо. В 1780 г. он заканчивает первый ва­риант проекта, по которому поселок представляет собой замкнутый че­тырехугольник, по виду напоминающий крепость. В своей книге об архи­тектуре, изданной в 1804 г., Леду публикует проект «идеального города» с овальным планом и свободной расстановкой домов в окружении са­дов. Так появляется один из первых предшественников города-сада, где в геометрическую регулярность, свойственную классицизму XVIII в., врываются мотивы новых взаимосвязей поселения и природной среды.

Хотя этот проект опередил по времени проект круглого города Фурье, проекты Хоуарда и его непосредственных предшественников, он и сегод­ня кажется вполне современным. Сам Леду о своем проекте сказал: «Это рождающийся город, в котором есть все, что необходимо» *.

Кроме идеального города Леду создает ряд других проектов, в част­ности аллегорические здания, архитектуру которых можно было бы на­звать фантастической. Подобно Леду целый ряд архитекторов под воз­действием философских взглядов Ж.-Ж. Руссо и под влиянием француз­ской революции создавал проекты храмов целомудрия, дружбы и другие аллегорические и символические проекты зданий и ландшафтов. Наибо­лее известным из них был Этьен Луи Булле, который задумывался даже о разработке регионального плана всей Франции и спроектировал идеальный город, окруженный, однако, мощными укреплениями2.

В первой половине XIX в. центр тяжести теоретических концепций малых городов перемещается в другие страны. Архитектор Джон Буона-ротти Пэпуорт на берегу реки Огайо в штате Кентукки создает город, предназначенный для переселенцев из Европы, используя здесь новую концепцию взаимосвязи поселения с природной средой. Э. Д. Вакфилд при строительстве английских колоний пользуется разработками Оуэна, и его взгляды действительно оказывают некоторое влияние на характер поселений, возникших в Австралии и Новой Зеландии.

В 1848 г. выходит книга «Народные беды и практическая помощь вместе с планом образцового города». Ее автор — член английского пар­ламента Джеймс Силк Букингэм. Более 500 страниц этого труда он посвящает изложению своих взглядов, называя в качестве своих пред­шественников имена Моисея и Платона, Мора и Кампанеллы, Сен-Си­мона и Фурье. Его проекты экономического развития Ирландии действи­тельно свидетельствуют о том, что он был знаком с сочинениями Оуэна и испытал их влияние.


42. Джеймс Силк Букин-гэм. План образцового города на 10 тыс, жите­лей: 1848 г. Теоретиче­ские взгляды автора со­держат много нового, но форма изображаемого им города находится еще в пределах традици­онных представлений


Однако нет оснований от­носить Букингэма к утопи­стам, поскольку, критикуя со­временное ему общество, он не касается самого существа капитализма, считая его есте­ственным и неизменным.

Важнейшей предпосылкой
совершенствования общества
он считает свой образцовый
город, который «будет иметь
нормальное число жителей, в
нем будет соблюдено рацио­
нальное соотношение сельско­
го хозяйства и промышленно­
сти, капиталистов и рабочих.
Путем разумной организации
можно будет достичь макси­
мального уровня здоровья,
морали и благ, какие до сих
пор не были достигнуты ни в
одном из существующих горо­
дов» 3. Число жителей в горо­
де Букингэма не должно пре­
вышать 10 тыс., а площадь —
1 кв. мили; город должен
быть окружен 10 тыс. акров
0 10° БООм сельскохозяйственной земли.

Если количество жителей превысит 10 тыс. человек, лучшие граждане города группа­ми по 2—5 тыс. должны уходить на новые места и закладывать там образцовые города.

В образцовом городе Букингэма введены бесплатное образование и медицинская помощь, развитая система общественных услуг, к которым относятся детские учреж­дения, прачечные, столовые и бани. Шумное, негигиеничное производство, скотобойню, газовый завод и очистную канализационную станцию он выводит из пределов города. Рабочее время для мужчин он снижает до 8 ч, для женщин, которые выполняют толь­ко работу, не требующую чрезмерного физического напряжения, — до 7 ч. Детский труд для пего вполне очевиден. Об этом мы узнаем из его рекомендации ограничить рабочий день детей до 10 лет 4 часами. В образцовые города нельзя ввозить спиртные напитки и оружие, причем автор не упускает случая старательно перечислить все то, что он включает в эти два понятия.

План и общий вид города, приложенные к книге, напоминают квад­ратный идеальный город Альбрехта Дюрера. По мысли автора, его город отличается «наивысшей степенью порядка, симметрии, простора и гигиены, достаточным количеством света, воздуха, воды, совершенной канализацией... доступностью всех частей города при помощи галерей, закрытых от солнца и дождя. Вместе с большими газонами, парками, клумбами город должен являть собой образец тонкого вкуса и эконо­мичности» 4.

При этом Букингэм не хотел, чтобы все последующие города имели такое же архитектурное решение. Наоборот, он выдвигал требование их максимальных отличий от первого города, построенного по его проекту. Вызывает интерес само его представление об архитектурных стилях. Аркады внешнего квадрата зданий, предназначенного для самых бед­ных жителей, он предлагает построить в раннеготическом стиле, следу­ющего за ним — в соответствии с увеличивающимся богатством живу­щих здесь жителей — в готическом стиле, затем бы следовали иониче­ский и коринфский ордер, а колоннада центрального парадного прост­ранства была бы решена в классическом композитном ордере. Посреди города он ставит почти 100-метровую башню для освещения всей его территории.

Однако вид с птичьего полета, приложенный к книге, несколько про­тиворечит описанию и демонстрирует значительную связь с архитектур­ными представлениями своего времени. Так, по описанию крыши всех жилых домов должны быть плоскими. Сами здания следует строить из стальных конструкций, а лицевые фасады домов, в отличие от принятых тогда норм, ни в коем случае не должны отличаться от дворовых. Такие традиционные элементы, как триумфальные арки на перекрестках, долж-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: