Ее функции и состав

15.1.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БИРЖИ

По своей сути фондовая биржа является незаменимым финансовым посредником на рынке, так как основная масса финансовых инструментов обращается на бирже и она опосредует передвижение ресурсов от одних субъектов к другим.

Существуют две версии происхождения термина «биржа». Первая основывается на том, что оно произошло от новолатинского «bursa», означающего кожаный кошелек. Кроме того на французском слово «bourse» тоже означает кошелек и студенческую стипендию; на немецком «burse» и итальянском «borsa» имеют то же значение.

Вторая версия сводится к тому, что оно происходит от имени голландского купца Вандер Бурсе, проживавшего в бельгийском городе Брюгге и имевшего на своем доме герб с изображением трех кошельков. Место нахождения его дома было удобной площадкой для собрания торговцев, в большинстве своем денежных менял, которые облюбовали его для ведения своих дел, и купец счел выгодным не упустить шанс и предоставил свой дом, естественно, за плату первым биржевикам.

Сегодня все предложенные толкования данного слова сохраняются, хотя и видоизменились в соответствии с современными требованиями времени.

Если рассматривать с юридической точки зрения, то операции на бирже приносят солидные доходы, но сама она, представляя своим клиентам здание и услуги, остается только самоокупаемым, безубыточным учреждением. Являясь независимым агентом юридических отношений, биржа направляет все поступления от своей деятельности на оплату персонала. В случае превышения доходов над расходами по содержанию и обслуживанию торгового процесса, разница идет на вознаграждение работников биржи, на расширение торговых площадей, закупку нового оборудования, внедрение новых технологий, исследования и т.д.

Доходы и имущество биржи формируются из гарантийных взносов в Расчетную палату, паевых вступительных и ежегодных взносов ее членов, сборов с биржевых операций, платы за предоставляемые услуги, штрафов за нарушение правил торговли, платежей посетителей, за включение ценных бумаг в листинг, его поддержание и прочие услуги.

Фондовая биржа согласно Закону РК «О рынке ценных бумаг» представляет собой некоммерческую саморегулируемую организацию, создаваемую профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме акционерного общества, деятельность которой основывается на принципе самоокупаемости. Фондовая биржа не зависит от государственных органов РК, а ее деятельность является исключительной и не совместимой с любыми другими видами деятельности. Она не может выполнять функции иных бирж и действует на основании лицензии. Фондовая биржа имеет право создавать дополнительные структурные подразделения, обслуживающие проведение операций с ценными бумагами, а также филиалы и представительства.

С организационной точки зрения фондовая биржа занимается:

• предоставлением своим клиентам специально оборудованной торговой площадки для осуществления сделок с ЦБ;

• организацией торговли ЦБ;

• осуществлением котировки ЦБ;

• оказанием организационных, информационных, консультационных услуг своим членам;

• проведением собственных аналитических исследований;

• проведением клиринга между субъектами правоотношений.

С экономической точки зрения фондовая биржа выполняет следующие функции:

• ценообразующие - биржа позволяет установить экономически обоснованные цены;

• ценопрогнозирующие и информационно-аналитические - биржа в какой-то мере является научно-исследовательским центром по определению возможных тенденций развития спроса и предложения;

• страхование рисков (присущи только срочным биржевым сделкам);

• ценостабилизирующие - на бирже ежедневно устанавливаются допустимые колебания цен с определенной амплитудой отклонения, выход за рамки которой не возможен.

Фондовая биржа, как и любое юридическое лицо, несет определенную ответственность перед своими клиентами. Она обязана возместить ущерб, нанесенный субъекту рынка ценных бумаг, и несет ответственность в случае ненадлежащего исполнения ею своих функций, нарушений законов, правил биржевой торговли или разглашения коммерческой тайны.

15.2.КАЗАХСТАНСКАЯ ФОНДОВАЯ БИРЖА:

СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВ

В нашей стране на сегодняшний день имеется лишь Казахстанская фондовая биржа (KASE), являющаяся членом Евроазиатской федерации фондовых бирж (FEAS) и корреспондентским членом Международной федерации фондовых бирж (FJBV). Организация работы фондовой биржи, биржевой торговли, несмотря на технический прогресс и постоянное совершенствование биржевого дела, остается неизменной.

На начало 1997 г. в Казахстане существовало 3 фондовые биржи: Центрально-азиатская, Казахстанская, Межбанковская Казахстанская. В декабре 1996 г. на объявленном тендере по выбору модельной фондовой биржи победителем были признаны Казахстанская фондовая биржа и МКФБ с дальнейшим прекращением деятельности последней.

Летом 1998 г. Казахстанская фондовая биржа запустила торговую систему, предназначенную для заключения сделок с нелитинговыми ценными бумагами по методу прямых котировок, что решило проблему создания в республике котировочной организации внебиржевого рынка.

Согласно Закону РК «О рынке ценных бумаг», членами фондовой биржи могут быть только профессиональные участники, имеющие место на бирже и участвующие в торговле ценными бумагами, включенными в листинг данной фондовой биржи. Биржа должна иметь не менее десяти членов, среди которых могут быть и иностранные юридические лица, имеющие статус профессионального участника рынка ценных бумаг РК. Решение о приеме в члены принимается Биржевым советом. Положение Казахстанской фондовой биржи определяет их категории, требования предъявляемые к ним, порядок приема, приостановления и прекращения членства, а также права и обязанности членов биржи.

Членами фондовой биржи могут быть организации, в том числе зарегистрированные в качестве юридических лиц за пределами Республики Казахстан, обладающие правом осуществления профессиональной деятельности на финансовых рынках, за исключением членов, вступающих в члены биржи по категории «С».

Члены KASE подразделяются на следующие категории в зависимости от видов финансовых инструментов, в торгах которыми имеет право принимать участие член фондовой биржи:

■ «Р» - с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, включенными в официальный список;

■ «Н» — с правом участия в торгах негосударственными эмиссионными ценными бумагами, допущенными к обращению (торговле) в секторе «нелистинговые ценные бумаги» Торговой системы фондовой биржи, и государственными пакетами акций приватизируемых организаций;

■ «К» - с правом участия в торгах государственными ценными бумагами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

■ «С» - с правом участия в торгах срочными контрактами, обращающимися (торгуемыми) на фондовой бирже;

■ «В» - с правом участия в торгах иностранными валютами. Одна организация может иметь членство на фондовой бирже по нескольким категориям.

Член фондовой биржи может участвовать в торгах по финансовым инструментам, соответствующим присвоенной ему категории членства; получать информацию, необходимую и достаточную для его деятельности на фондовой; вносить на рассмотрение Биржевого совета, Комитета Биржевого совета по валютному рынку, Общего собрания членов биржи и его секций предложений по вопросам торговой, расчетной, информационной и иной деятельности, а также участвовать в работе Общего собрания членов фондовой биржи и его секций в соответствии с присвоенной ему категорией членства.

Вместе с тем член фондовой биржи имеет определенные обязанности:

• соблюдать требования действующего законодательства, устава, других внутренних документов;

• уплачивать членские взносы и биржевые сборы в составе, в размерах, в сроки и в порядке, установленные на бирже, в соответствии с присвоенной ему категорией членства;

• своевременно, полностью и наиболее оптимальным способом исполнять обязательства, возникающие из заключенных на фондовой бирже сделок с финансовыми инструментами, а также иные обязательства, основанные на требованиях действующего законодательства, устава, других внутренних документов, регламентирующих деятельность членов фондовых бирж и их трейдеров;

• не распространять и не передавать третьим лицам без особого на то разрешения информацию, полученную данным членом в силу своего членства на бирже и отнесенную в соответствии с внутренними документами биржи к категории коммерческой тайны или конфиденциальной информации;

• в случае внесения изменений и дополнений в свои учредительные документы незамедлительно представлять нотариально удостоверенные копии изменений и дополнений, а также документов, подтверждающих государственную регистрацию внесенных изменений и дополнений, если такая регистрация требуется в соответствии с действующим законодательством;

• незамедлительно уведомлять о любых дисциплинарных действиях, предпринятых уполномоченным органом по отношению к нему, его работникам и аффилиированным лицам;

• предоставлять сведения о любых изменениях в составе своих трейдеров и нести полную ответственность за последствия непредоставления или несвоевременного предоставления таких сведений и др.

Членам фондовой биржи запрещается предоставлять в пользование свои места на бирже лицам, не являющимся ее членами соответствующей категории.

Что касается организационной структуры фондовой биржи, то ее можно представить следующим образом (рис. 22):


Рис. 22. Организационная структура Казахстанской фондовой биржи*

Согласно Закону РК «О рынке ценных бумаг» служащие государственных органов, а также должностные лица акционерных обществ, ценные бумаги которых включены в листинг фондовой биржи, не могут быть избраны в органы управления биржи. Причем акционер на собрании имеет равное с другими число голосов независимо от количества акций, которыми он владеет.

Биржевой совет формируется из числа акционеров, других членов биржи, ее должностных лиц, кроме того, в его состав на постоянной основе входит представитель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций без права голоса.

К обращению на KASE допускаются ценные бумаги:

• государственные;

• негосударственные, прошедшие процедуру листинга и включенные в официальный список ценных бумаг, торгуемых на бирже, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством других государств и допущенных к обращению в Республике Казахстан;

• государственные других государств, допущенные к обращению в Республике Казахстан;

• производные, базовым активом которых являются вышеперечисленные ценные бумаги.

К торгам на фондовой бирже допускаются лишь ценные бумаги, прошедшие процедуру листинга. Согласно положению о листинге ценных бумаг Казахстанской фондовой биржи на биржевые торги после прохождения данной процедуры допускаются негосударственные ценные бумаги, эмитированные в соответствии с законодательством РК и законодательством других государств, допущенные к обращению в Республике Казахстан.

Процедуры листинга не требуется для государственных ценных бумаг РК и эмитированных в соответствии с законодательством других государств, допущенных к обращению в Республике Казахстан, а также для производных ценных бумаг.

Юридические лица, намеренные получить статус листинговой компании, должны соответствовать определенным требованиям:

• в их учредительных документах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих права владельцев ценных бумаг на их передачу;

• иметь зарегистрированный и оплаченный уставный капитал в размере не меньше установленного законодательством для данного вида юридического лица;

• другие требования определяются в соответствии с условиями определенной категории официального списка ценных бумаг биржи.

Заявление от юридического лица, предполагающего включение эмитированной ценной бумаги в официальный список, и прилагаемые к нему документы принимаются и рассматриваются Листинговой комиссией биржи.

В то же время биржа обязуется перед листинговыми компаниями:

• создать необходимые условия для проведения регулярных торгов по ценным бумагам, зачисленным в официальный список;

• регулярно передавать в средства массовой информации результаты торгов в объеме, установленном Правилами биржевой торговли по ценным бумагам;

• не распространять и не передавать третьим лицам полученную от эмитента информацию, отнесенную им к категории конфиденциальной или не являющуюся равнодоступной.

Листинговая компания не имеет права изъятия без согласия Биржевого совета эмитированных ею ценных бумаг из официального списка, а также не вправе запрещать или ограничивать действия биржи по доведению информации с торгов.

В случае прекращения деятельности эмитента, заявления об исключении эмитированных им ценных бумаг из официального списка, несоответствия листинговым требованиям, а также предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений при подаче заявления на включение ценных бумаг в официальный список может быть произведен делистинг. Кроме того, Листинговая комиссия может рассмотреть вопрос о делистинге ценной бумаги и в случае отсутствия сделок по ней в течение 1 года.

Сегодня на Казахстанской фондовой бирже могут обращаться такие финансовые инструменты, как:

• иностранные валюты: доллар США, валюта Европейского союза (евро);

•срочные контракты: стандартизированный беспоставочный фьючерс на доллар США;

• эмитированные Министерством финансов Республики Казахстан государственные ценные бумаги;

• эмитированные Национальным банком Республики Казахстан ценные бумаги;

• облигации местного исполнительного органа;

• государственные пакеты акций, выставляемые на прода-. жу Департаментом государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан;

• депозитные сертификаты банков второго уровня;

• негосударственные ценные бумаги: облигации, простые, именные и привилегированные акции АО.

Способом проведения торгов по государственным и листинговым ценным бумагам на Казахстанской фондовой бирже является электронный метод непрерывного встречного аукциона, основанный на автоматическом заключении сделок с анонимным контрпартнером согласно выставленным котировкам по наилучшим встречным ценам. По нелистинговым ценным бумагам используется метод прямых котировок, при котором участники торгов самостоятельно передают сведения о заключенных сделках Центральному депозитарию или независимому реестродержателю.

Фондовая биржа Казахстана взаимодействует с брокерами, осуществляющими функции продавцов и покупателей ценных бумаг. Брокер, участвующий в торгах, должен иметь соответствующую лицензию, то есть отвечать жестким квалификационным, финансовым и другим требованиям. Следовательно, фондовая биржа гарантирует клиентам этих брокеров надлежащую надежность, компетентность и качество обслуживания. Кроме того, для завершения заключаемых сделок необходимо взаимодействие биржи с расчетным органом и центральным депозитарием, что также гарантирует исполнение сделок.

По своей сути фондовая биржа является оптовым рынком ценных бумаг. Таким образом, в условиях перехода к рынку и постепенного освобождения от прежней зарегламентированно-сти, она может и должна стать в Казахстане одним из динамичных органов регулирования экономических отношений

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой фондовая биржа?

2. Каков порядок создания фондовой биржи?

3. В чем заключается деятельность фондовой биржи?

4. Что такое листинг и делистинг?

5. Какие ценные бумаги допускаются к торгам на фондовой бирже РК?

6. Как осуществляется деятельность Казахстанской фондовой биржи?

7. Какова организационная структура Казахстанской фондовой биржи?

8. Каков состав Казахстанской фондовой биржи?

9. Какие методы торгов используются на Казахстанской фондовой бирже?

РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФИНАНСОВОГО

РЫНКА

Общие понятия регулирования

финансового рынка..................................................................216

Органы государственного регулирования

в Казахстане..............................................................................222

Саморегулируемые организации

финансового рынка..................................................................230

Глава 16

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

16.1.СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

В зависимости от избранного пути общественного развития в мировой практике принято выделять различные модели регулирования финансового рынка. Органами, уполномоченными упорядочивать деятельность всех участников торговли: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка. Весь этот процесс направлен на решение социально-политических установок, принятых государством. Например, в Казахстане такими установками являются последовательное повышение уровня жизни населения, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетание регулирующей роли государства и рыночного развития экономики.

Под регулированием финансового рынка понимается упорядочение отношений, возникающих в процессе деятельности на нем всех его участников, а также осуществление операций между ними со стороны организаций, уполномоченных на эти действия, охватывает всех его участников, все виды деятельности и все виды операций.

Оно проводится в целях выполнения требований законов и других нормативных актов, определяющих права и обязанности каждого профессионального участника финансового рынка по ряду направлений, начиная от регистрации выпуска ценных бумаг и завершая правами органов государственного управления по регулированию финансового рынка.

Зарубежный опыт стран с развитой экономикой показывает, что государство должно выполнять такие основные функции, как:

• разработка концепции развития финансового рынка и программы ее реализации;

• совершенствование и разработка законодательных актов для развития финансового рынка;

• разработка норм функционирования рынка и периодическое их обновление;

• контроль над финансовым состоянием инвестиционных институтов.

Процесс регулирования распространяется как на первичный, так и на вторичный рынки. На первичном задача государственного регулирования заключается в поддержании единых требований при выпуске финансовых инструментов в обращение и их регистрация. На вторичном рынке проводится аттестация профессиональных участников рынка и выдача квалификационных свидетельств, а также выдача лицензий на право осуществления деятельности на финансовом рынке.

Целями регулирования финансового рынка являются:

• поддержание порядка, создание нормальных условий для работы всех участников финансового рынка;

• защита участников от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

• обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на финансовые инструменты на основе спроса и предложения;

• создание эффективного финансового рынка, имеющего стимулы для предпринимательства и адекватное вознаграждение риска;

• организация новых рынков, поддержка их структур, начинаний и нововведений;

• воздействие на рынок в целях достижения общественных целей.

Для эффективного регулирования финансового рынка необходимо руководствоваться следующими принципами:

• разделение подходов в регулировании отношений эмитентов, инвесторов и профессиональных участников; максимальное раскрытие информации обо всех; обеспечение конкуренции;

оптимальное распределение функций регулирования между государственными и негосударственными органами;

гласность и разделение полномочий при разработке законодательных и нормативных актов.

16.2.ВИДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Регулирование финансового рынка может осуществляться нескольким способами. На практике принято выделять следующие его виды:

1. С точки зрения целей и способов:

• внешнее;

• внутреннее.

2. В зависимости от стороны, осуществляющей регулирование:

• государственное;

• регулирование со стороны профессиональных участников финансового рынка или саморегулирование рынка;

• общественное.

3. В зависимости от методов регулирования:

• прямое, или административное;

• косвенное, или экономическое.

Внешнее регулирование основывается на выполнении законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающих нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. Кроме того, на макроэкономическом уровне внутренним регулированием для данной страны будет выполнение всех законов и нормативов самого государства, а внешним - выполнение нормативных актов международного характера.

Государственное регулирование - это регулирование отношений, складывающихся на финансовом рынке, уполномоченными органами государственной власти. В частности, в Казахстане его осуществляют Аппарат Президента РК, Правительство, Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Министерство финансов РК, Государственный комитет по антимонопольной политике, Министерство юстиции РК и др.

Государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи ряда полномочий непосредственно им самим. Но в то же время государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

В свою очередь государственное регулирование может происходить в виде прямого вмешательства в его функционирование (административное регулирование) либо в виде мер по косвенному воздействию на рынок (экономическое регулирование).

Методами прямого регулирования являются издание нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов финансового рынка; регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участииков, фондовых бирж, а также организаций, осуществляющих котировку и техническое обеспечение торговли финансовыми инструментами, обращающимися на внебиржевом рынке; контроль за деятельностью профессиональных участников финансового рынка и применения соответствующих санкций за нарушение законодательства; выявление и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, нарушающих законодательство на финансовом рынке, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

Косвенное регулирование финансового рынка проводится государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги, к которым относятся налоговая политика; денежная политика; государственные капиталы; государственная собственность и ресурсы; внешнеэкономическая политика, а также внешнеполитическая деятельность.

В соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» органы государственного регулирования призваны решать такие задачи, как установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрация выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии и контроль за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирование деятельности профессиональных участников финансового рынка; создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками финансового рынка; запрещение и пресечение деятельности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без лицензий, а также организация системы по повышению профессионального и образовательного уровней участников финансового рынка.

В некоторых странах регулирование финансового рынка является преимущественной функцией государства и лишь небольшую часть полномочий передают объединениям профессиональных участников финансового рынка, как, например, во Франции. В других - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующим организациям, а за государством сохраняются основные контрольные вопросы. Такая система сложилась, например, в Великобритании и Японии.

Саморегулирование - это регулирование финансового рынка со стороны объединений профессиональных участников рынка. Оно призвано защищать интересы участников финансового рынка и может включать в себя разработку обязательных правил осуществления профессиональной деятельности, профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на финансовом рынке и др.

Общественное регулирование также играет немаловажную роль. Оно представляет собой регулирование через общественное мнение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой регулирование финансового рынка?

2. Каковы основные виды регулирования финансового рынка?

3. В чем заключается государственное регулирование финансового рынка?

4. В чем заключается саморегулирование финансового рынка?

5. В чем заключается общественное регулирование финансового рынка?

Глава 17

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

17.1.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ АГЕНТСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с Указом Президента в Республике Казахстан уполномоченным органом, осуществляющим регулирование и надзор за деятельностью на финансовом рынке является Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, созданное в 2004 г.

В задачи данного уполномоченного органа входят:

• реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

• создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

• повышение уровня стандартов и методов регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств.

Основными функциями Агентства являются:

• выдача и отзыв разрешения на открытие финансовых организаций, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, согласие на открытие подразделений финансовых организаций, а также определение порядка выдачи указанных разрешений;

• согласие или отказ в установленном порядке на избрание руководящих работников финансовых организаций;

регулирование порядка выдачи, приостановления и отзыва лицензий на осуществление профессиональной деятельности на финансовом рынке, аудита финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством РК;

издание нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения финансовыми организациями, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории РК;

утверждение пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов для финансовых организаций, в том числе на консолидированной основе; определение совместно с Национальным банком РК соответствующих международным стандартам форм финансовой и иной отчетности, а также их перечня и сроков предоставления финансовыми организациями и их аффилиированными лицами;

контроль за соблюдением финансовыми организациями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартов бухучета; проверка деятельности финансовых организаций и их аффилиированных лиц в случаях и пределах, предусмотренных законодательством РК;

определение порядка применения ограниченных мер воздействия и санкций, предусмотренных законодательством РК;

принятие по согласованию с Правительством РК решений о принудительном выкупе акций финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством РК; контроль за деятельностью ликвидационных комиссий финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством РК; публикация сведений о финансовых организациях.

17.2.СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ И

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН И ИХ ФУНКЦИИ

Министерство финансов РК выступает на финансовом рынке с одной стороны в качестве органа, осуществляющего эмиссию государственных ценных бумаг, а с другой - в качестве органа государственного регулирования.

В этой связи основными внутриминистерскими подразделениями, принимающими участие в процессе регулирования финансового рынка, являются:

1. Комитет финансово-валютного контроля.

2. Казначейство.

3. Главная налоговая инспекция.

4. Департамент по управлению государственным имуществом и активами Министерства финансов.

5. Департамент по приватизации.

6. Комитет по таможенному контролю

Важной функцией Минфина РК в области регулирования финансового рынка выступает финансовый контроль со стороны Комитета финансово-валютного контроля. Он организует и самостоятельно проводит ревизии и проверки, контролирует исполнение бюджетов и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование валютных и кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долгов, государственных резервов, предоставления налоговых льгот и др.

Другим подразделением Минфина РК, осуществляющим целевое и экономное использование государственных средств, является Казначейство и его территориальные органы на местах. В целях укрепления финансовой дисциплины ему предоставлены следующие права:

• проводить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением и использованием средств республиканского бюджета РК; • приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета РК;

• взыскивать бюджетные и внебюджетные средства, полученные предприятиями, учреждениями и организациями, в случае их использования не по целевому назначению с наложением штрафов;

• изымать на основе письменного постановления должностного лица органа казначейства документы, свидетельствующие о.нарушениях финансовой дисциплины;

• требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов устранения выявленных нарушений и недостатков в порядке исполнения бюджета.

Главная налоговая инспекция представляет собой единую систему инспектирования, входящую в структуру Минфина РК и организованную по функциональному и территориальному признакам. Это подразделение выполняет такие задачи, как контроль за соблюдением налогового законодательства; проверку правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РК, субъектами РК, органами местного самоуправления.

К основным задачам Департамента по управлению государственным имуществом и активами Минфина, помимо других, относится и обеспечение управления государственными паями, пакетами акций акционерных обществ и компаний. В ведении этого Департамента на сегодняшний день остается Информационно-учетный центр, исполнявший до 1995 г. функции Центрального регистратора и Центрального депозитария.

Департамент по приватизации в целях регулирования финансового рынка выполняет следующие функции:

• осуществление государственной политики в вопросах приватизации государственной собственности;

• управление государственными паями, пакетами акций акционерных обществ;

• организация продажи объектов государственной собственности РК;

• лицензирование в установленном порядке деятельности инвестиционно-приватизационных фондов и осуществление контроля за их деятельностью.

С 2004 г. в структуру Минфина РК вошел Таможенный комитет, являющийся государственным правоохранительным органом исполнительной власти, наделенный специальными полномочиями для выполнения возложенных на него задач и функций в сфере таможенного дела, и других связанных с ним областях, в том числе налоговой.

Национальный банк РК как главный банк страны выполняет своеобразную роль на финансовом рынке одновременно в качестве его профессионального посредника, активно ведущего операции с финансовыми инструментами и государственного органа регулирования.

Нацбанк РК, являясь по сути агентом государства по размещению государственных займов, вместе с Министерством финансов РК участвует в регулировании обращения государственных займов, а также покупает и продает ценные бумаги, выпущенные Правительством РК. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными видами государственных ценных бумаг. Кроме того, проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссии ценных бумаг акционерных банков до их регистрации в Агентстве РК по регулированию и надзору за финансовым рынком и финансовыми организациями.

В области регулирования Нацбанк РК осуществляет:

• разработку и проведение государственной политики в сфере денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Казахстана и его интеграции в мировую экономику;

• содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы.

Для осуществления своих функций Нацбанк РК имеет правление, директорат, главное территориальное и областные управления на местах.

Высшим органом управления является Правление, возглавляемое Председателем. Оно состоит из 9 человек: председателя, четырех его заместителей, по одному представителю Парламента и Президента и двух представителей от Кабинета Министров РК.

Орган оперативного управления Нацбанка РК - Совет директоров (директорат), который принимает решения по всем вопросам, находящимся в его ведении, за исключением тех, которые находятся в компетенции Правления и Председателя НБРК. В состав директората входят председатель, его заместители и директора департаментов: денежно-кредитных операций, банковского надзора, международных отношений, эмиссионно-кассовых операций, бухучета и бюджета, платежных систем и т. д. Все спои функции на местах НБРК выполняет через соответствующие территориальные подразделения, исполняя роль координирующего и регулирующего органа системы. Основными его функциями являются:

• денежно-кредитное регулирование;

• эмиссия кредитных денег;

• контроль за деятельностью кредитных учреждений;

• аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

• рефинансирование коммерческих банков;

• кредитно-расчетное обслуживание Правительства;

• хранение золото-валютных резервов.

Одной из главных целей деятельности Нацбанка РК является обеспечение бесперебойного снабжения экономики платежными средствами, создание условий для функционирования всего кредитного рынка страны, налаживание системы расчетов, регулирование банковской деятельности.

Важной функцией Нацбанка является хранение вкладов банков, сберегательных и других финансовых учреждений, называемые резервами, имеющими стратегическое назначение для управления денежным обращением, обеспечения ликвидности и управления кредитной деятельностью коммерческих банков.

Главная задача денежно-кредитной политики Нацбанка РК - сохранение стабильной покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной системы денежных платежей и расчетов. В то же время такая политика служит одной из важных составных частей общеэкономического регулирования государства, направленного на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных спадов производства и безработицы. В области денежно-кредитного регулирования Национальный банк РК использует следующие инструменты:

• изменение учетного процента;

• изменение норм обязательных резервов банков;

• операции на открытом рынке.

НБРК регулирует кредит и денежное обращение, контролирует и стабилизирует движение обменного курса национальной валюты, сглаживает перепады в уровне деловой активности, цен,занятости.

Кроме того, он выступает агентом правительства в таких сферах, как управление национальным долгом, валютное регулирование, финансовые операции правительства. Он управляет правительственными депозитами. Почти все доходы и расходы правительства проходят по счетам НБРК. Помимо этого, банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигаций, их цену, доходность.

Одна из самых важных задач Нацбанка РК - управление государственным долгом, то есть целенаправленное изменение той его части, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями. Управление государственным долгом должно быть увязано с целями Правительства, например, не входить в противоречие с фискальной политикой. Здесь может возникнуть проблема: с одной стороны правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой -получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу с бюджетным дефицитом с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.

Как было отмечено выше, в Казахстане хоть медленно и трудно, но идет процесс продвижения к рынку, формируются новые экономические отношения, улучшается законодательная и налоговая базы, складывается рыночная инфраструктура и как логическое завершение процессов формируется финансовый рынок. Налаживание эффективного организационного механизма регулирования процессов становления и функционирования финансового рынка и соблюдение одного из основных условий его развития - адекватного правового обеспечения - становится важнейшей первоочередной задачей радикальной реформы, одной из решающих предпосылок ее углубления и успеха. В этой ситуации участие нескольких государственных ведомств адекватно развитию рыночной экономики дает возможность рассмотреть все положительные и отрицательные моменты принятия того или иного стратегического или оперативного управленческого решения, касающегося финансового рынка страны.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы основные функции Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в области регулирования финансового рынка?

2. Каковы основные функции Министерства финансов РК в области регулирования финансового рынка?

3. Каковы основные функции Национального банка, РК в области регулирования финансового рынка?

Глава 18

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

18.1ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Саморегулируемая организация (СРО) - это некоммерческая негосударственная организация, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе в форме ассоциации в целях представления и защиты их профессиональных интересов, а также создания условий для более эффективного функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Профессиональные ассоциации участников инвестиционного бизнеса возникают по мере усложнения и расширения финансового рынка, когда действия государственного регулирования оказываются недостаточными. Они выявляют недобросовестное поведение отдельных лиц, наносящих ущерб не только членам ассоциаций, но и более широкому кругу участников биржевой торговли, так как снижение общественного доверия к профессионалам подрывает основы их бизнеса, ведет к потере прибылей. Интересы профессиональных ассоциаций во внутреннем регулировании финансового рынка во многом совпадают с интересами государства.

Деятельность саморегулируемой организации осуществляется в соответствии с законодательством РК на основании лицензии. Лицензирование различных видов СРО имеет свои особенности. Фондовая биржа, котировочная организация, Центральный депозитарий приобретают статус СРО с получением лицензии по их прямой деятельности, в то время как ассоциации получают этот статус только после лицензирования в качестве таковых. Целью создания саморегулируемых организаций является внутреннее регулирование определенных направлений в деятельности участников финансового рынка.

Основными задачами саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг являются:

• обеспечение условий для эффективной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг;

• разработка правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Саморегулируемые организации имеют право разрабатывать обязательные правила профессиональной деятельности, осуществлять профессиональную подготовку кадров, устанав-ливать гребования для работы на финансовом рынке; обеспечи-В8ТЬ СВЯЗИ и защиту интересов участников финансового рынка в государственных органах управления.

Учредительные документы и правила деятельности СРО профессиональных участников должны содержать требования в отношении:

• профессиональной квалификации сотрудников-членов организации (кроме технического персонала);

• стандартов осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• правил, ограничивающих манипулирование ценами;

• документации ведения учета и отчетности;

• порядка вступления в организацию, выхода или исключения из нее;

• равных прав членов саморегулируемой организации на представительство при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;

•распределения издержек, выплат, сборов среди членов организации;

• рассмотрения претензий и жалоб клиентов к членам организации;

• процедуры проведения проверок соблюдения членами организации установленных правил и стандартов;

• порядка исполнения обязательств членами организации перед клиентами и другими лицами по возмещению ущерба;

• санкций и иных мер, применяемых к членам организации и порядок их применения;

• обеспечения открытости информации.

В Казахстане Правила саморегулируемой организации должны быть утверждены в Агентстве РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

В соответствии с законодательством РК членами СРО являются профессиональные участники, осуществляющие один из видов деятельности на рынке ценных бумаг. Порядок вступления в члены СРО, выхода и исключения из членов устанавливается организацией самостоятельно на основании ее внутренних документов. В случае обнаружения фактов нарушения законодательства РК профессиональным участником или несоответствия его деятельности на рынке предъявляемым требованиям СРО вправе отказать ему в приеме в члены данной организации.

СРО также могут исключить профессионального участника из своих членов при нарушении им законодательства РК и правил организации либо в случае прекращения действия его лицензии.

Организационную структуру саморегулируемой организации можно представить следующим образом: общее собрание членов СРО —► Совет директоров—► Правление —► ревизионная комиссия.

К компетенции общего собрания членов СРО относятся:

• изменение устава;

• избрание Совета директоров, исполнительных органов, членов ревизионной комиссии, а также досрочное прекращение их полномочий;

• утверждение годовых результатов деятельности, отчетов Исполнительных органов и заключений ревизионной комиссии;

• утверждение правил организации, изменений и дополнений к ним;

• ликвидация и реорганизация СРО, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса;

• принятие членов в СРО и их исключение.

Решения по данным вопросам принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов СРО. К компетенции общего собрания уставом могут быть отнесены также и другие вопросы деятельности.

Совет создается из представителей членов саморегулируемой организации и осуществляет деятельность в соответствии с ее уставом и правилами.

Исполнительные органы не могут возглавляться лицом, аф-филиированным с членами СРО. Деятельность организации основывается на принципе самоокупаемости. При этом ее доходы формируются за счет взносов и сборов, платы за пользование имуществом СРО, а также средств, получаемых за оказание информационных, консультационных и иных услуг, предусмотренных уставом организации.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Совета и использованием бюджета ассоциации.

Саморегулируемая организация может создавать арбитражную комиссию, являющуюся первичным органом по рассмотрению споров, возникающих между ее членами на рынке. И она строит свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным общим собранием акционеров. В случае несогласия одной из сторон с решением арбитражной комиссии оно может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с уставом СРО контролирует деятельность своих членов, то есть ее соответствие предъявляемым действующим законодательством требованиям, правилам самой организации, проверяет состояние учета, отчетности и контроля.

При опубликовании недостоверной информации, направленной на обман или введение в заблуждение участников рынка ценных бумаг, либо указывающей на недостатки других участников, занимающихся аналогичной деятельностью, СРО принимает меры к приостановлению публикации, а также ее опровержению в средствах массовой информации.

СРО предоставляет в Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций полную информацию о всех выявленных или предполагаемых нарушениях законодательства РК. Особая роль при этом отводится фондовой бирже, обладающей наиболее развитой формой организации контроля, регулирования постоянно действующего рынка ценных бумаг.

18.2.САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

КАЗАХСТАНА, ИХ РОЛЬ И ЗАДАЧИ

До 1999 г. в Казахстане единственной полноценной законной СРО была фондовая биржа KASE. Первые две лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг были выданы в IV квартале 1999 г. Ассоциации Управляющих активами и Казахстанской ассоциации реестродержателей (КАРД).

Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 г. №482 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Ассоциации Управляющих активами, основными целями создания которой явились обеспечение условий для эффективной деятельности КУПА и развития свободной конкуренции на рынке услуг по инвестиционному управлению пенсионным активами НПФ, а также разработка стандартов деятельности и профессиональной этики, обеспечение защиты законных интересов КУПА, являющихся членами Ассоциации.

Помимо основных органов управления, определенных законодательством РК, Ассоциацией Управляющих активами в целях решения наиболее важных задач были созданы три постоянно действующих комитета по законодательству, по персоналу и по учету и отчетности. Ассоциация ведет реестр своих членов, содержащий информацию о фирменном наименовании и адресе каждого, данные о его представителе в Ассоциации, квалифицированном персонале, реквизитах лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

Членам Ассоциации запрещается манипулировать ценами сделок с ценными бумагами, в том числе путем сговора между собой и иными возможными способами в целях искажения представлений клиентов-членов Ассоциации, а также других участников рынка ценных бумаг о состоянии спроса и предложения на них. Также члены Ассоциации обязаны ежеквартально не позднее трех рабочих дней с даты опубликования в средствах массовой информации, представлять СРО:

• сведения о состоянии пенсионных и собственных активов;

• бухгалтерский баланс, а также отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

• о движении денежных средств;

• о чистых пенсионных активах и об изменениях в них.

По завершению финансового года члены Ассоциации представляют годовую финансовую отчетность и аудиторское заключение о проверке финансовой отчетности за соответствующий период.

Постановлением Директората Национальной комиссии от 13 ноября 1999 г. №483 лицензия на осуществление деятельности в качестве СРО была выдана Казахстанской ассоциации реестродержателей. Она была создана регистраторами во II квартале 1998 г. в целях:

• координации деятельности и выражении общих интересов реестродержателей;

• обеспечения защиты общих интересов членов ассоциации;

• разработки стандартов деятельности и профессиональной этики организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров держателей ценных бумаг;

• содействия государственным органам в развитии рынка ценных бумаг Республики Казахстан;

• разработки правил добросовестной практики, направленной на предотвращение мошеннических действий на рынке ценных бумаг.

В соответствии с уставом КАРД на 1 января 2000 г. в данной СРО сформированы:

• общее собрание членов ассоциации;

• Совет ассоциации из числа представителей членов ассоциации и являющийся органом управления ее деятельностью;

• ревизионная комиссия.

Функции исполнительного органа КАРД возложены на Президента ассоциации, избираемого Общим собранием сроком на 1 год.

Получение КАРД статуса СРО во многом стало следствием проводимой в 1998-1999 гг. политики по поддержке данной ассоциации как потенциальной СРО, заключающейся в устранении существовавших между регистраторами противоречий и споров, препятствующих их реальному объединению. Например, все регистраторы технологии ведения реестров держателей ценных бумаг согласно постановлению Национальной комиссии от 14 октября 1999 г. №47 перешли с 1 апреля 1999 г. на открытие единого лицевого счета для одного держателя ценных бумаг во всех реестрах держателей ценных бумаг. Ранее регистраторы использовали две принципиально разные методики, одна из которых предусматривала открытие единого лицевого счета для одного держателя, а вторая - открытие отдельных лицевых счетов для держателей ценных бумаг в каждом из реестров. Каждая из двух групп регистраторов настаивала на том, чтобы единая технология ведения реестров держателей ценных бумаг основывалась на их методике. Существовавшая в то время Национальная комиссия по ценным бумагам РК, выступив арбитром, сняла эти противоречия.

Как уже отмечалось выше, третьей СРО в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» является фондовая биржа -KASE. По своему экономическому и правовому статусу это некоммерческая саморегулируемая организация, создаваемая профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме акционерного общества, основанного на принципе самоокупаемости. Она независима от государственных органов РК в своей деятельности.

Таким образом, на сегодня в Казахстане существуют три полноценные СРО, одной из которых является фондовая биржа и две ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг - КАРД и Ассоциация Управляющих активами. Однако несмотря на наличие достаточной правовой базы на практике наблюдается отсутствие реальных полномочий СРО. Тем не менее по мере их развития перечень передаваемых им Национальным банком контрольных функций за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг будет расширяться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой саморегулируемая организация?

2. Каков порядок создания саморегулируемой организации?

3. Какова организационная структура саморегулируемой организации?

4. Какие саморегулируемые организации существуют в Казахстане?

5. В чем заключается деятельность сегодняшних саморегулируемых организаций в Республике Казахстан?

МИРОВЫЕ

ФИНАНСОВЫЕ

РЫНКИ

Общие понятия мирового

финансового рынка...........................................................................238

Мировой валютный рынок..............................................................248

Международный рынок ценных бумаг...........................................258

Пенсионные рынки различных стран.............................................269

Мировой ипотечный рынок.............................................................278

Г л а в а 19

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МИРОВОГО

ФИНАНСОВОГО РЫНКА

19.1.ПОНЯТИЕ И РОЛЬ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Формирование мирового финансового рынка как такового относится к 30-м годам XX в. Однако мировой финансово-экономический кризис, который наиболее усугубился в период Второй мировой войны разрушил торгово-экономические связи. Реконструкция мировой финансовой системы была начата Бреттон-Вудской конференцией в 1944 г.

Относительно понятия мирового финансового рынка мнения экономистов расходятся по некоторым моментам. Одни рассматривают его в качестве составной части рынка ссудных капиталов и, с функциональной точки зрения, как систему рыночных отношений, обеспечивающую аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и рентабельности воспроизводства. Они считают возможным ограничивать мировые финансовые рынки только функцией перемещения капитала из стран, обладающих большими сбережениями, в страны с его нехваткой. При этом свои заключения они основывают на том, что большая часть экспортируемого капитала развитой отрасли перемещается в такие же развитые отрасли или в оффшорные зоны, исходя из чего основным предназначением мировых финансов они считают управление риском, избежание правового регулирования и налогообложения. Другие экономисты считают, что от валютного рынка необходимо отделять спекулятивные операции, однако при этом оговаривают, что на практике отличить спекулятивную сделку от сделки хеджирования достаточно тяжело, потому что в обоих случаях субъекту хозяйствования приходится принимать открытую валютную позицию. Общность подходов состоит в различении рынка торговли краткосрочными активами - денежного рынка и долгосрочными активами — рынка капиталов. Кроме того, почти все выделяют так называемый еврорынок, деятельность которого не ограничивается сферой международных финансов, а также не стремятся наделить международный финансовый рынок такой отличительной чертой, как просто обмен активами между резидентами различных стран.

Тем не менее, именно усиленное перемещение капитала придает финансовому рынку международный характер, так что трудно в полной мере отделить иностранный капитал, вложенный в экономику страны, и учесть национальный капитал, обосновавшийся за границей. Потому что капитал как «непрерывно умножающая себя стоимость» просто не может существовать без движения, ему нужно постоянно находиться в обращении, снова и снова вливаясь в производство, создавая, новую стоимость. Поэтому естественно, когда капитал находится в постоянном поиске наиболее выгодного вложения, что и вынуждает его перемещаться из одной страны в другую.

Таким образом, мировой финансовый рынок - это экономические отношения, в которых так или иначе участвуют все страны, выступая в разных ролях - экспортеров капитала, его рецепиентов и в сочетании этих ролей, например, транзит капитала. Наибольшее значение здесь отводится постиндустриальным странам. Более того, часто в них располагаются банки, выступающие расчетными центрами для многих из них. Например, в Лондоне, в Гонконге, Токио могут отражаться сделки, происходящие между субъектами, находящимися в других местах, так что их можно назвать странами клиринга капитала, денежно-финансовые системы которых составляют основу мирового финансового рынка.

Данный рынок строится на сделках, осуществляемых субъектами различных государств. В зависимости от того, какие финансовые инструменты являются объектом купли-продажи, различают валютные, кредитные, фондовые рынки, рынки золота и других драгметаллов. В последнее десятилетие стремительно развиваются операции с производными финансовыми инструментами К мировому финансовому рынку следует относить валютный рынок, где участвуют:

• физические и юридические лица, для которых конверсия является необходимой предварительной стадией для операций на товарных и финансовых рынках;

• спекулянты и арбитражеры, осуществляющие эти виды операций;

• хеджеры, защищающие от валютных рисков;

• посредники, специализирующиеся на услугах по валютообменным операциям для всех участников;

• государственные и межгосударственные организации, регулирующие валютный рынок с целью стабилизации валютно-финансовой системы.

К мировому финансовому рынку можно отнести рынки прямого долгосрочного кредитования. Хотя считается, что краткосрочные сделки по большей части привлекают спекулятивные деньги и основаны на получении быстрой прибыли вследствие краткосрочных отклонений мирового рынка от своей основной тенденции движения. В условиях существования разницы в налогообложении, другой законодательной базы иногда оказывается выгодным оформлять различного рода финансовые и экономические отношения между странами в форме кредитных соглашений на короткий срок, но с условием револьверного перезаключения.

В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым, и в этом своем качестве он является составной частью одной из основной по масштабам и объему операций финансового рынка. При этом необходимо отметить, что фондовый рынок занимает большую долю рынка ценных бумаг, поэтому оба эти понятия в научной литературе считаются синонимами. Вместе с тем, оставшаяся часть ценных бумаг, не подпадающая под определение основных и производных фондовых инструментов, для конкретного субъекта хозяйствования может выступать источником временного пополнения оборотных средств. Поэтому та часть рынка ценных бумаг, на котором обращаются переуступаемые и непереуступаемые долговые ценные бумаги, также относится к финансовому рынку.

Совокупность отношений, складывающаяся на страховом рынке и рынке пенсионных активов, непосредственно относится к финансам. Например, каждый субъект рынка страхует риски и вероятность неполучения материальных средств, ресурсов, создавая при этом для себя источник их восполнения.

Пенсионные и страховые фонды инвестируют деньги в производство, то есть активно вовлекаются в воспроизводственный процесс, в котором они создают новую стоимость. Таким образом, средства населения через страховые организации и пенсионные фонды поступают в процесс воспроизводства, в связи с чем страховой рынок также включается в структуру финансового рынка определенной страны, а через него - в сферу международных финансов.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• в настоящее время в мировой экономике наблюдается процесс глобализации, в котором важное место отводится мировому финансовому рынку;

• мировой финансовый рынок способствует переливу капиталов между странами, что приводит к их большей экономической интеграции;

• мировой финансовый рынок обуславливает плотное взаимодействие денежно-кредитной и финансовой сфер стран, где возникают головные офисы лидеров по объему продаж и величине собственного капитала - крупнейших концернов мира в отрасли своей основной специализации.

На современном этапе глобализации экономики финансовая деятельность является развивающейся отраслью международных экономических отношений. Наиболее масштабным ее сектором является международное перемещение капиталов, которое растет быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, соперничающих между собой в данном секторе. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступала Америка. В последние десятилетия XX века страны Западной Европы, такие как Германия, Англия, Франция по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы, особенно в богатых странах - Саудовской Аравии, Кувейте и ОАЭ, которые 80% нефтедолларов направляют в промышленно развитые страны.

19.2. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

(РЕГИОНАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА КАЗАХСТАНА

Одной из семи задач, обозначенных и поставленных Президентом Казахстана Н. Назарбаевым на IV конгрессе финансистов в г. Алматы 15 ноября 2004 г. перед всеми финансистами и финансовыми институтами является создание международного финансового центра. О том, что южная столица отвечает всем условиям, уже говорили на различных уровнях и практики, и ученые. Алматы является центром сосредоточения финансовых институтов Казахстана и филиалов, представительств других стран, создающих мощные финансовые рынки. Из 35 банков второго уровня 29 на сегодня сосредоточены в Алматы, в том числе такие монстры, как Казкоммерцбанк, БанкТуранАлем, Нарбанк Казахстана, АТФБанк, БанкЦентрКредит, в которых размещены около 70% активов всех казахстанских банков.

Из 16 накопительных пенсионных фондов 12 находятся в Алматы, а это 91% объема пенсионных взносов. Здесь функционирует большое количество небанковских организаций, (например, из 58 ломбардов по республике 22 - в Алматы). Кроме того, можно перечислить много организаций, играющих важную роль в создании финансового рынка Алматы, такие как Казахстанская фондовая биржа, Центральный депозитарий, Казахстанская Ипотечная Компания, Казахстанский Фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц, Компании по управлению пенсионными активами, брокерско-дилерские и регистраторские компании и другие профессиональные участники финансового рынка.

Из 32 страховых организаций 24 также расположены в Алматы и активно участвуют в финансовой жизни республики. Сегодня это активные и потенциальные участники финансового рынка, о чем свидетельствуют такие факты: только за 2003 г. их совокупные активы выросли почти на 70%, а собственный капитал - примерно на 90%.

В южной столице размещены представительства 20 крупнейших банков США, Германии, Франции, России, Украины, центральноазиаских стран, Нидерландов и др.

Надо добавить к этому, что здесь «вращается» большой объем денежных ресурсов: 66% кредитного рынка, 52% депозитного рынка (без учета нерезидентов) страны. Если говорить о валютном рынке, то Алматы также лидирует по сравнению с другими регионами Казахстана. Например, среднедневная покупка и продажа доллара США и евровалюты здесь составляет в пределах 50% от всего объема этих операций по республике.

Созданию международного (регионального) финансового центра в г. Алматы способствуют и другие факторы: удобное географическое положение города, значительный потенциал экономического и торгового сотрудничества между Казахстаном и соседними государствами — Китаем, Россией, странами Центральноазиатского региона. Необходимо учитывать и продвинутость казахстанской финансовой системы, имеющей выход на международный финансовый рынок и значительный экономический рост Казахстана по сравнению с соседними странами, а также политическую стабильность в республике.

Основная стратегическая задача создания международного финансового центра состоит, с одной стороны, в диверсификации экономики, а также в обеспечении выгодности презентаций инвестиционных проектов региона в г. Алматы, с другой - в обеспечении целесообразности размещения региональных офисов мировых инвестиционных банков, фондов и других финансовых институтов в Ка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: