Положение в теории

С помощью партийно-административных вмеша­тельств удалось защитить основополагающий принцип марксистской социологии - жесткую ее связь с марксистской философией. Советская социология остановилась на обосновании марксовой теории и его пророчеств как единственно правильного уче­ния, освещающего мировой путь строительства коммунизма. В результате, она способствовала тому, чтобы утопические представления о реальности стали сознательными, претендующими на роль науки. Тем самым, властным бюрократическим структурам удалось поставить социологию на служ­бу официальной задаче стабилизации социалистического общества. В истории современного человечества нет ниче­го более возвышенного и более тягостного, чем первое «рабочее государство» и первая попытка строительства социализма. Коммунистическая идея рвалась к действительности, но последняя не скло­нилась к кабинетному максимализму идеи, за ко­торой не виделось жизненного мира. Грезы Томмазо Кампанеллы, родившиеся в неапольской тюрьме, трансформировались через марксизм-ленинизм и перешли из сферы книг в народное сознание, ув­лекая массы к «земному раю». Однако псевдосоци­алистические гримасы, возникшие из человечес­кой жажды социального равенства, справедливости, счастья и безнадежной абсурдности превратного бытия, сегодня вызывают разочарование и отвра­щение.

Социализм ставил задачу соединить процвета­ние экономики и человека (каждого) на основе приоритетов общественной собственности, коллек­тивизма, диктатуры пролетариата, государственно­го планирования всех сфер социальной жизни ит. п. Данные приоритеты базировались на общесо­циологических законах, которые однозначно выра­жали определенный тип зависимостей: первичность общественного бытия по отношению к обществен­ному. сознанию; первичность базиса по отношению к надстройке; формационный характер историчес­кого процесс а, движущегося к коммунизму; обяза­тельность социальной (социалистической) революции при переходе от одной общественно-экономической формации к другой; связь производительных сил и производственных отношений; рабочая сила как источник прибавочной стоимости, образования ка­питала, и др.

Однако в условиях индустриального и постиндустриального развития, источником которого являют­ся наука и техника, научно-технический прогресс, данные социологические законы не соответствуют организации социальной жизни. В частности, эко­номика и государство (политика) не находятся в отношениях базиса и надстройки; технологии из­меняют институциональные рамки производительных сил, освобождая их от обособленности производствен­ными отношениями; классы, их антагонизмы усту­пили место социальной стратификации с тенденцией социального партнерства; рыночные механизмы опре­деляют систему хозяйствования; не рабочая сила, а нтр является источником прибавочной стоимос­ти; капиталисты заменяются правящей высокообразованной элитой (специалистами, чиновниками).

Неспособность политико-идеологических инсти­тутов, марксистской социологии отреагировать на социально-экономические новации современного общества, трансформации капитализма и социализ­ма, неизбежно вела к катастрофическому расхож­дению между социальными ожиданиями народа и реальными результатами социализма. Система «об­щественного договора» между народом и властны­ми бюрократическими структурами оказалась не­жизнеспособной. В конечном счете, в условиях освобождения от механизмов подавления и насиль­ственного контроля, социалистическая система эко­номически и политически рухнула, а идеологичес­ки дискредитирована.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: