Понятийный аппарат

Методолого-теоретический приоритет историчес­кого материализма в советской социологии обусло­вил перегруженность ее языка философскими по­нятиями. Последние выполняли своеобразную роль «интеллектуального полицейского» в разработке социологических теорий и анализе эмпирического материала. Необходимо признать, что социалисти­ческая фразеология служила прикрытием для извра­щенных идей социализма, псевдо социалистических экспериментов (включающих гулаги), npевратившихся в тормоз социального развития.

Исследования по систематизации социологичес­ких понятий приобрели размах в начале 80-х го­дов. Определяющую роль в ней играла номенклатура понятий исторического материализма(Г. С. Арефьева, В. С. Барулин, г. г. Караваев, Ю. К. Плетников, А. К. Уледов и др.). Отсюда вытекала проблема их соединения с понятиями спе­циальных социологических теорий. В частности, определения, даваемые понятиям, обозначаемым од­ним и тем же словом в обеих системах, свидетель­ствовали о том, что речь фактически шла о двух разных понятиях (например, социальное, культу­ра, идеология, ценность, класс и т. д.). В резуль­тате складывал ась ситуация «птичьего языка», когда одни и те же понятия, различающиеся по смыслу, долгое время морочили голову научному ообществу, больше запутывая, чем проясняя. В этой ситуации социологов в определенной мере спасало лишь то, что в программах социологичес­ких исследований имелся раздел – теоретическое и эмпирическое уточнение понятий для данного случая, специально для определенной цели.

Подверглась критике предложенная польским социологом Я. Щепаньским номенклатура социо­логических понятий, так как большинство из них не являлись понятиями исторического материализ­ма.

Необходимо отметить, что понятийный аппарат марксистской и немарксистской социологии стро­ился на разных основаниях. В основе первой ле­жали модификации понятий исторического мате­риализма и научного коммунизма, которые базировались на диалектическом материализме. Иная традиция в немарксистской социологии, тя­готеющей к плюрализму, дистанцированию от философии, а в некоторых сферах социальной жизни трудно различимая с социальной психоло­гией. Поэтому в ажиотаже идеологической борьбы многие понятия западной социологии были под критическим запретом: социальные нормы, социальная организация, социальная стратификация, социальная система, социальные изменения, де­идеологизация, конвергенция, плюрализм и т. д.

Рост гипертрофированно большого количества критических работ, при отсутствии переводных публикаций критикуемых зарубежных авторов, искажал представление о них при недобросовест­ном переложении оригинала. В результате затруднялась культурная интеграция с мировой социоло­гией и усиливал ась изоляция от научного сообщества ввиду несовместимости идеологических позиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: