Методолого-теоретический приоритет исторического материализма в советской социологии обусловил перегруженность ее языка философскими понятиями. Последние выполняли своеобразную роль «интеллектуального полицейского» в разработке социологических теорий и анализе эмпирического материала. Необходимо признать, что социалистическая фразеология служила прикрытием для извращенных идей социализма, псевдо социалистических экспериментов (включающих гулаги), npевратившихся в тормоз социального развития.
Исследования по систематизации социологических понятий приобрели размах в начале 80-х годов. Определяющую роль в ней играла номенклатура понятий исторического материализма(Г. С. Арефьева, В. С. Барулин, г. г. Караваев, Ю. К. Плетников, А. К. Уледов и др.). Отсюда вытекала проблема их соединения с понятиями специальных социологических теорий. В частности, определения, даваемые понятиям, обозначаемым одним и тем же словом в обеих системах, свидетельствовали о том, что речь фактически шла о двух разных понятиях (например, социальное, культура, идеология, ценность, класс и т. д.). В результате складывал ась ситуация «птичьего языка», когда одни и те же понятия, различающиеся по смыслу, долгое время морочили голову научному ообществу, больше запутывая, чем проясняя. В этой ситуации социологов в определенной мере спасало лишь то, что в программах социологических исследований имелся раздел – теоретическое и эмпирическое уточнение понятий для данного случая, специально для определенной цели.
|
|
Подверглась критике предложенная польским социологом Я. Щепаньским номенклатура социологических понятий, так как большинство из них не являлись понятиями исторического материализма.
Необходимо отметить, что понятийный аппарат марксистской и немарксистской социологии строился на разных основаниях. В основе первой лежали модификации понятий исторического материализма и научного коммунизма, которые базировались на диалектическом материализме. Иная традиция в немарксистской социологии, тяготеющей к плюрализму, дистанцированию от философии, а в некоторых сферах социальной жизни трудно различимая с социальной психологией. Поэтому в ажиотаже идеологической борьбы многие понятия западной социологии были под критическим запретом: социальные нормы, социальная организация, социальная стратификация, социальная система, социальные изменения, деидеологизация, конвергенция, плюрализм и т. д.
Рост гипертрофированно большого количества критических работ, при отсутствии переводных публикаций критикуемых зарубежных авторов, искажал представление о них при недобросовестном переложении оригинала. В результате затруднялась культурная интеграция с мировой социологией и усиливал ась изоляция от научного сообщества ввиду несовместимости идеологических позиций.