Система и методы обучения

Методы обучения представляют собой систему операций и действий педагога и руководимых им участников, осуществляющих в соответствии с учебными темой и задачей, с помощью учебных средств преобразование учебного материала, направленное на расширение и углубление знаний и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В этом определении выделены следующие признаки: система операций и действий педагога и учеников; учебные тема и задача; учебный материал, преобразуемый в соответствии с ними; учебные средства деятельности, обеспечивающие преобразование учебного материала, направленность операций и действий на расширение и углубление знаний и опыта, формирование и развитие познавательных способностей и ценностей участников. В понятие методов обучения включено и представление о связи обучения с воспитанием и развитием участников. Только наличие всех этих признаков делает определение методов обучения полным.

Методы обучения зависят от учебно-художественной темы и задачи. В соответствии с ними педагог определяет направление учебно-художественной деятельности участников. Если тема занятия предусматривает сосредоточить внимание участников на учебно-тренировочной деятельности, то могут быть использованы одни методы обучения, если на учебно-исполнительской – другие. Возможны и различные сочетания методов обучения. Педагог заранее продумывает это применительно к теме и целям, особенностям учебно-художественного материала и способностями и ценностями участников.

В учебно-художественном процессе методы обучения, как правило, не применяются отдельно, а переплетаются и переходят один в другой. Каждый метод обучения предполагает активную познавательную деятельность участников.

Охарактеризуем в общем виде каждый метод обучения.

Иллюстративно-объяснительный метод можно определить так: в соответствии с учебными темой и задачей педагог-художник излагает учебный материал участниками, которые его понимают, воспринимают и усваивают. Этот метод по сравнению с другими создаёт наилучшие возможности педагогу в относительно сжатые сроки изложить большое количество сведений, а участникам – их усвоить. Этот метод – наиболее экономный путь получения знаний, формирования умений и навыков. Он имеет ряд вариантов в зависимости от источников, из которых участники черпают информацию.

Когда педагог излагает сведения о творческом пути художника (композитора, драматурга-писателя, поэта и т.д.), об исторической эпохе и культурной жизни, участники воспринимают и усваивают этот материал, не опираясь ни на какие наглядные объекты. Это называется словесным изложением материала.

В другой учебной ситуации основным источником приобретения учебной информации является наглядно-образное представление произведения.

Этот вариант используется в самых различных по видам и жанрам коллективах художественной самодеятельности. Педагог, 6например, театрального коллектива демонстрирует сценическое поведение персонажа, хореографического – танцевальные движения, оркестрового и хорового - своеобразие мелодии и т.д. При наглядном изложении можно различить взаимосвязанные уровни.

Первый уровень – это изложение наглядной информации в ходе предварительного показа. Например, руководитель-хореограф вначале показывает композицию танца в целом, с тем, чтобы участники получили на этом этапе лишь самое общее наглядно-образное представление о ней.

Второй уровень – это собственно показ художественного произведения, при котором педагог выделяет какие-либо определённые признаки и сосредотачивает на них внимание.

Третий уровен ь представляет собой аналитико-синтетическую деятельность, когда участники последовательно наблюдают вычленение педагогом в произведении признаков и их объединение.

Четвёртый уровень характеризует деятельность, при которой участники воспринимают осуществляемый педагогом художественный анализ произведения. В реальном процессе обучения эти варианты метода обучения взаимосвязаны между собой.

Репродуктивный метод предполагает такую учебно-познавательную деятельность, при которой участники воспроизводят известный им по прежнему опыту учебный материал.

Репродуцирование его позволяет направить мысли и чувства в нужное – с точки зрения учебных задач – русло. Этот метод позволяет выявить глубину понимания и усвоения материала. Сведения, известные по прежнему опыту, знания, умения и навыки, приобретённые на предыдущих занятиях, соотносится с новым материалом. Происходит процесс конкретизации ранее усвоенного и включения его в новые связи и отношения. В одних случаях воспроизводится конкретный образ, его свойства и признаки, чтобы по аналогии понять и воспринять другой образ (движение от конкретного к конкретному), в других – происходит обобщение, чтобы на его фоне рассмотреть новое явление, событие, процесс (движение от обобщенного к конкретному); в – третьих, углубляется трактовка нового материала (движение от одного обобщенного материала к другому различной степени глубины).

Между иллюстративно-объяснительным и репродуктивным методами прослеживается определеннее взаимодействие: репродуктивный метод помогает осознать содержательность своих знаний, умений и навыков. Воспроизведение учебного материала ценно тем, что оно способствует преодолению новых трудностей и поддерживая интерес к содержанию учебно-познавательной деятельности.

Как показывает анализ учебно-художественного процесса, во многих коллективах преобладают эти два метода обучения. Однако есть и другие методы, рассчитанные на активизацию самодеятельности.

Проблемный метод выражается в том, что в соответствии с учебной задачей руководитель демонстрирует участникам развитие проблемы, сопровождая обоснованными рассуждениями, а участники являются свидетелями этого процесса. Проблемный метод имеет сходные черты с иллюстративно-объяснительным (здесь также участники получают сведения в «готовом» виде), но он рассчитан на то, чтобы они ознакомились с арсеналом средств художественного и характером проблемного постижения идейно-художественного замысла произведения.

Частично-поисковый метод состоит в том, что участники под руководством педагога сами ведут поиск и выделяют в содержании художественного произведения отдельные признаки, связи и отношения, не образующие целостной системы решения учебной проблемы. Подобная самострельная деятельность представляет собой частичный поиск, который опирается на усвоенный ранее материал и сложившийся опыт решения учебных задач и проблем.

Исследовательский метод обучения можно определить таким образом: под руководством: под руководством педагогов участники сами ведут поиск, приобретают знания и на этой основе решают проблему, формулируют выводы и обобщения.

Этот метод имеет сходные черты с проблемным и «проблемно-репродуктивными «методами обучения. Отличие заключено в повышении степени Самостоятельности, при котором участники сами ведут поиск решения проблемы и сами его осуществляют. В отличие же от частично-поискового метода они овладевают средствами решения проблемы в целом. Исследовательский метод создаёт наиболее благоприятные условия для художественно-творческой инициативы и самостоятельности, порождая чувство удовлетворения от своей деятельности. Он наиболее действенно помогает формированию и развитию художественно-познавательных способностей и ценностей участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: