Типы и виды коллективов. Стадии их развития

Коллективы художественной самодеятельности очень разнообразны. Каким же образом их лучше всего охарактеризовать? Нередко коллектив именуется вокальной студией или народным театром, а на самом деле по своим целям и задачам, содержанию и идейно-художественному уровню является вокальным или драматическим кружком. Причины такого несоответствия различны. Могло быть так, что в прошлом в клубном учреждении был народный театр. С уходом руководителя он прекратил своё существование. При новом педагоге, имеющим сравнительно невысокую художественно-педагогическую квалификацию, возник фактически новый коллектив, но название сохранилось прежнее. Встречается прямо и противоположная ситуация, когда по своим целям и содержанию может быть отнесён к самодеятельному театру, но по некоторым причинам, например из-за отсутствия штатных единиц и т.д., продолжает называться драматическим кружком.

Благодаря подобному подходу можно все коллективы, невзирая на многообразие видов и жанров художественной деятельности, условно отнести к нескольким качественно различным уровням или ступеням.

К первой ступени относим те коллективы – вокальные, хоровые, драматические, цирковые, танцевальные, кино – и фотолюбителей, избирательного и прикладного искусства и т.п., в которые принимают всех желающих заниматься художественной деятельностью. Подобные коллективы можно назвать коллективами (кружками) начального типа. Состав их участников может быть как однородным, так и смешанным по возрасту, образованию, профессиям и полу. Нередко участники кружков этого типа являются те, кто учится или работает вместе в одном учебном заведении – школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном или высшем учебном заведении и т.п.

В учебно-образовательные и воспитательные задачи подобного коллектива входит знакомство с художественными произведениями, относительно несложными, разучивание и исполнение их, как правило, перед «своими» зрителями, которые чаще всего знают участников. Определённое внимание при этом уделяется овладению элементарными основами анализа произведений, средствами и приёмами их исполнения.

Из числа наиболее активных и проявивших склонности к определенному виду художественной деятельности постепенно формируется группа участников, для которых художественные занятия формирования художественного коллектива второй ступени. Его условно можно называть коллективами (кружками) повышенного типа.

В подобных коллективах решаются более сложные учебно-воспитательные художественные задачи. В них занимаются любители, которые проявили художественные способности и стремятся совершенствоваться в сфере досуга в любимом виде художественного творчества. В отличие от кружков начального типа в таких коллективах уделяется большее внимание художественно-тренажёрным упражнениям, изучению основ истории и теории вида и искусства, усложняется художественно-исполнительский репертуар и повышается требовательность к его идейно-художественному воплощению и исполнению перед зрителями (слушателями). Члены самодеятельного коллектива часто становятся лекторами, агитаторами, пропагандистами, руководителями бесед, диспутов и дискуссий по вопросам культуры и искусства. Руководитель подобных коллективов должен обладать такой профессионально-педагогической квалификацией, чтобы он мог пробуждать и поддерживать стойкие эстетические устремления участников, создавать возможности для их воспитания, развития и повышения уровня идейно-художественного исполнения произведений.

Наряду с названными складываются и коллективы, которые условно можно отнести к третьей ступени, - это самодеятельные театры, ансамбли народного танца, оркестры, хоры и т.п. В них разучивается и исполняется репертуар, требующий сравнительно более глубокого понимания произведений художественной культуры. Учебно-образовательная и воспитательная работа в таких коллективах приобретает характер систематических занятий, на которых изучаются профильный вид и жанр искусства, технические и выразительные средства и т.п.

Художественным руководителем подобного коллектива должен быть высококвалифицированный человек, имеющий специальную подготовку в области не только профильного вида и жанра искусства, но и истории, искусствоведения, художественной критики, эстетики, педагогики и психологии.

В таких коллективах можно выделить как бы два уровня. Первый уровень – это начинающие коллективы, которые имеют сравнительно небольшую историю своей художественной жизни и решают идейно-художественные и учебно-воспитательные задачи средней сложности. Второй уровень – это коллективы, накопившие большой художественно-исполнительский опыт и состоящие их участников, прошедших хорошую школу сценической и художественной подготовки. Нередко, например, в одном и том же ансамбле танца один из первичных коллективов может быть первого уровня, а другой – второго. В каждом из них качественно иначе строится учебно-воспитательный процесс, создаётся свой художественный репертуар, соответствующий возможностям и способностям его участников.

Кружки начального типа нередко возглавляют педагоги-общественники, коллективы первой и второй ступеней – чаще всего руководители, имеющие среднюю специальную подготовку, окончившие культурно-просветительное, музыкальное, театральное училища и т.п. Во главе коллективов третьей ступени (первого и второго уровней), как правило, стоят руководители с высшим специальным или со средним специальным образованием, имеющие большой опыт художественно-педагогической работы.

Дальнейшее повышение требований к идейно-художественному уровню и исполнительскому мастерству участников вызывает необходимость новых организационных форм, которые создавали бы наилучшие возможности для углублённого изучения искусства, овладения сложным арсеналом технических и художественно-образных средств. Поэтому наряду с существующими и развивающимися формами художественной самодеятельности создаются студии.

В отличие от ранее рассмотренных коллективов студии – это особые учебно-художественные заведения в сфере художественной самодеятельности. В них по специальной программе изучают основы теории и истории профильного вида искусства, большое внимание уделяется занятиям по овладению исполнительско-практическими навыками.

Мы рассмотрели типы коллективов художественной самодеятельности преимущественно с очки зрения специфики учебно-воспитательных и художественных задач, содержания и организации их деятельности. Теперь остановимся на классификации коллективов по другим признакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow