Издержки и налоги

Наконец, источником повышения издержек могут служить и налоги.

Особую роль в росте издержек имеют косвенные налоги (в современной российской практике к ним относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и акцизы). Их особенность состоит в том, что вносит в казну такие налоги производитель, но фактически (косвенно) оплачивает потребитель, поскольку после перечисления денег в бюджет производитель на соответствующий процент повышает цену товара. Если, скажем, государство вводит особый 10-процентный налог на бензин, то для транспортной фирмы это выражается в прямом росте издержек. Ведь ей совершенно все равно, обусловлено ли подорожание бензина на 10% изменением мировых цен на нефть или «государственной» надобностью пополнения бюджета. Платить-то в обоих случаях приходится больше.

Недогрузка мощностей и постоянные издержки

Производственные мощности нашей промышленности в основном были созданы в дореформенную эпоху. Они предназначались для удовлетворения спроса закрытой, дефицитной, регулируемой административными методами экономики. Нынешний же спрос формируется в условиях открытой (относительно свободный доступ иностранных товаров), сравнительно насыщенной товарами (главный дефицит ¾ деньги) и рыночной (потребитель суверенен в своем выборе) экономики.

Неудивительно, что между «старыми» мощностями и «новым» платежеспособным спросом образовалось несоответствие. Мощности недоиспользуются, объем производства много ниже объективных возможностей оборудования. Это обстоятельство является фактором увеличения средних постоянных и средних совокупных издержек.

Действительно все постоянные издержки ¾ от арендных платежей до амортизационных отчислений, от коммунальных услуг (отопление) до содержания костяка персонала ¾ все это и многое другое приходится финансировать за счет реализации резко сократившегося объема продукции. На каждый выпущенный трактор, телевизор, самолет ложится непомерный груз фиксированных издержек.

Кроме того, многим предприятиям в наследство от советской эпохи достались раздутые службы так называемой неосновной деятельности: ремонтные, транспортные и другие цеха, и особенно объекты социальной сферы. В условиях падения основного производства все это превращалось в непосильную ношу высоких средних постоянных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: