Задача 4. В мае 1993 г. Совет Безопасности ООН своей резолюцией учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в целях судебного преследования лиц

В мае 1993 г. Совет Безопасности ООН своей резолюцией учредил Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) в целях судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г. Учреждая МТБЮ, Совет Безопасности ссы­лался на главу VII Устава ООН, согласно которой он уполномочен принимать надлежащие меры для обеспечения или восстановления международного мира и безопасности.

В 1994 г. МТБЮ возбудил дело против Душко Тадича, обвиненно­го в серьезных нарушениях международного гуманитарного права в Боснии и Герцеговине.

На суде Душко Тадич выдвинул предварительные возражения против юрисдикции МТБЮ:

а) трибунал был создан незаконно, так как у Совета Безопасности ООН нет такого полномочия; при разработке Устава ООН не имелось в виду создание Советом Безопасности подобных судебных органов. Грубые нарушения международного гуманитарного права всегда имели место, однако тогда подобные органы не создавались;

б) трибунал учрежден незаконно также и потому, что согласно об­щему принципу права суд должен быть учрежден на основе закона или международного договора;

МТБЮ отверг эти возражения обвиняемого. Действительно, отме­тил Суд, полномочия Совета Безопасности не безграничны. Однако в данном случае вопрос о пределах полномочий Совета Безопасности ООН не стоит, поскольку вооруженный конфликт на территории быв­шей Югославии является нарушением мира (или угрозой миру). Воз­можность выбора подобной меры — учреждения специального орга­на — Уставом ООН не отрицается. Статьи 41 и 42 Устава ООН предо­ставляют Совету Безопасности большие возможности в выборе мер обеспечения восстановления мира. Причем перечень мер, установлен­ный ст. 41 Устава ООН, не является исчерпывающим: в ней содер­жится формулировка — «такие меры могут включать...» По мнению Трибунала, в этой статье лишь указано, какие меры не могут быть приняты на основе этой статьи (военные меры), в то время как выбор до­зволенных мер оставлен на усмотрение самого Совета Безопасности ООН.

Вопрос:

Можно ли согласиться с аргументацией Трибунала?

ТЕМА 7. Право международной безопасности

· Многополярность современного мира и концепция всеобщей безопасности.

· Роль и значение двусторонних соглашений по разоружению между СССР/Россией и США.

· Военные блоки и Устав ООН.

· Договор коллективной безопасности стран СНГ 1997 г.

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие акты применения силы представляют угрозу международному миру и безопасности?

2. Каковы элементы универсальной системы обеспечения международной безопасности?

3. Каковы элементы региональных систем обеспечения международной безопасности?

4. Каков порядок формирования и применения коллективных сил по поддержанию мира в регионах?

5. Охарактеризуйте международно-правовые источники по вопросам разоружения, ограничения и сокращения вооруженных сил и вооружений.

6. В чем состоят особенности конвенций, касающихся оружия массового уничтожения?

7. Дайте оценку эффективности системы проверки, инспекции и контроля в области обеспечения международной безопасности.

8. Что такое меры доверия в международном праве?

Рекомендуемая литература:

9. Договор о коллективной безопасности СНГ от 15 мая 1992 г. // Международное право: Сборник документов / Под ред. А.Н. Талалаева.

10. Определение агрессии: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева.

11. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //Международное право: Сборник документов /Под ред. А.Н. Талалаева.

12. Устав Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1993 г. // Международное публичное право: Сборник документов: В 2 т. // Под ред. К.А. Бекяшева, А.Н. Ходакова. М., 1996. Т. 2.

13. Асланян Л.В., Каспаров А.А. Международное и российское законодательство по запрещению и уничтожению химического оружия. М., 1998.

14. Беннис Ф. Империя против ООН. США подрывают международное право // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 4.

15. Вне конфронтации: международное право в период после холодной войны. Сборник статей. М,. 1996.

16. Международное право и международная безопасность. Диалог советских и американских экспертов. М., 1991.

17. Мелков Г.М. Гуманитарное вмешательство (международно-правовые аспекты) // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 3.

18. Новая стратегическая концепция НАТО, военная акция альянса против СРЮ и международный правопорядок // Моск. журн. междунар. права. 2000. № 1.

19. Создание новой системы европейской безопасности и роль международных организаций / Под ред. Н.А. Шубиной, М.М. Королевой. М., 1996.

20. Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М., 1997.

Решите следующие задачи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: