double arrow

А. Реакция учителя

1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей ма­нере

2. Одобряет действия или поведение ученика

3. Развивает идеи, предложенные учеником

4. Задает вопросы, основанные на своих идеях, с интен­цией получить ответ от ученика

5. Объяснение, развитие собственных идей

6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик

7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету учи­теля.

Б. Реакция ученика

8. Ответ только на обращение учителя, свобода собствен­ных высказываний (по теме обсуждения) ограничена

8. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.

В. Ситуация взаимодействия

10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, смысл которых непоня­тен наблюдателю.

Мы рассмотрели особенности межличностного взаимодей­ствия в процессе общения, описали его важнейшие виды и ха­рактеристики. Остановимся ниже на одном из возможных следствий его непродуктивного развития, характеризующего­ся возникновением и развитием межличностного конфлик­та.

Социально-психологическая характеристика конфликта

В психологическом плане конфликт может быть рассмот­рен как столкновение несовместимых, противоположно на­правленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми нега­тивными переживаниями. Отметим важнейшие моменты дан­ного определения. Во-первых, под конфликтными подразу­меваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невоз­можно.

Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межлич­ностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия.

В-третьих, конфликт в психологическом пла­не сопровождается для его участников негативными эмо­циональными состояниями, осложняющими и без того не­простую ситуацию объективного противоречия.

В социальной психологии при анализе межличностных конфликтов принято обсуждать причины конфликтов, их структуру, динамику развития и функции. Кроме этого, мы обратимся к исследованию проблем профилактики конфлик­тов и психологического посредничества при их разрешении.

Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Гл. 1. Малая группа и ее структурная организация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: