1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере
2. Одобряет действия или поведение ученика
3. Развивает идеи, предложенные учеником
4. Задает вопросы, основанные на своих идеях, с интенцией получить ответ от ученика
5. Объяснение, развитие собственных идей
6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик
7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету учителя.
Б. Реакция ученика
8. Ответ только на обращение учителя, свобода собственных высказываний (по теме обсуждения) ограничена
8. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.
В. Ситуация взаимодействия
10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, смысл которых непонятен наблюдателю.
Мы рассмотрели особенности межличностного взаимодействия в процессе общения, описали его важнейшие виды и характеристики. Остановимся ниже на одном из возможных следствий его непродуктивного развития, характеризующегося возникновением и развитием межличностного конфликта.
|
|
Социально-психологическая характеристика конфликта
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения. Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.
Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и развиваются объективные противоречия.
В-третьих, конфликт в психологическом плане сопровождается для его участников негативными эмоциональными состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного противоречия.
В социальной психологии при анализе межличностных конфликтов принято обсуждать причины конфликтов, их структуру, динамику развития и функции. Кроме этого, мы обратимся к исследованию проблем профилактики конфликтов и психологического посредничества при их разрешении.
Раздел II. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
Гл. 1. Малая группа и ее структурная организация