Отдельного обсуждения заслуживает вопрос о важнейших характеристиках процесса взаимодействия. Он всегда встает перед исследователем, психологом-практиком, сталкивающимися с необходимостью наблюдать реальное межличностное взаимодействие. Какие характеристики наблюдаемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего процесса общения, а какие играют второстепенную роль? Несомненно, что ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей наблюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариантных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ которых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в частности, Р. Бейлсом. По его мнению, весь спектр межличностных взаимодействий может быть в интересах изучения описан при помощи 4 категорий: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки проблем. В свою очередь каждая категория раскрывается через несколько важнейших проявлений, образуя следующую схему регистрации взаимодействия:
|
|
Категория анализа взаимодействия: | Важнейшие поведенческие проявления: |
Область позитивных эмоций | солидарность снятие напряжения согласие |
Область решения проблем | предложение, указание мнение ориентация других |
Область постановки проблем | просьба об информации просьба высказать мнение просьба об указании |
Область негативных эмоций | Несогласие создание напряженности демонстрация антогонизма |
Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение других участников и так далее.
Уместно также привести другую схему регистрации особенностей взаимодействия, разработанную Н. Фландерсом для анализа педагогического общения (учитель—ученик в процессе урока). В ней выделяются 10 категорий, по которым дифференцируются реакции учителей и учащихся на уроке: